ВЫПУСК 8

Образование 2020-2030: будущее наступило вчера

Демонстрационный экзамен как инструмент оценки качества подготовки студентов по программам среднего профессионального образования

232
Автор: Мыльникова Татьяна Владимировна, преподаватель ГБПОУ "Нижегородский техникум отраслевых технологий"
Категория: В ногу со временем

 Аннотация. Рассматривается демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс Россия по компетенции 34 «Поварское дело» как элемент проверки знаний, умений и навыков у обучающихся ГБПОУ НТОТ г. Нижний Новгород.

В 2019 году встал вопрос о подготовке студентов к демонстрационному экзамену по специальности 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело», которая вошла в ТОП-50 наиболее востребованных профессий в России. Сейчас 50 самых востребованных профессий – это зона интенсивного развития среднего профессионального образования, в которой подготовка должна вестись «в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями»

К этому моменту было очевидно, что требования работодателей к выпускникам по данной специальности возросли, это связано со стремительным развитием и переоснащением индустрии питания, международным туризмом и другими факторами. Уровень подготовки выпускников требовал соответствия международным стандартам, требовался резкий прорыв в профессиональной подготовке. Времени на переобучение в условиях производства у работодателей нет.

В 2012 г. Россия вступила в международное движение WorldSkillsInternational (WSI), и в регионах началась подготовка к чемпионатам. Я лично готовила студентов для участия в региональных чемпионатах Worldskills Russia с 2014 года, однако это не затрагивало основную часть студентов. Подготовка всех студентов-выпускников к демонстрационному экзамену потребовала провести серьезный анализ образовательного процесса и внести в него коррективы. Учитывая личностно-ориентированный подход к процессу обучения в среднем профессиональном образовании на первое место было поставлено профессиональное развитие обучающихся – подготовка профессионалов высокого класса, а не просто специалиста с дипломом.

К сожалению, пандемия 2020 года внесла существенные коррективы в образовательный процесс, студенты обучались дистанционно с марта до конца учебного года, а затем с октября по декабрь 2020 года, а это уже четвертый курс, что существенно отбросило их назад. Потребовалось приложить неимоверные педагогические ресурсы, чтобы восстановить умения и навыки студентов в профессиональной сфере. Это первая проблема, с которой мы столкнулись. Вторая проблема заключалась в недостаточной    оснащенности лабораторий. Каждое рабочее место участника должно быть оснащено оборудованием и инвентарём согласно Инфраструктурному листу. На каждом рабочем месте должны быть установлены: раковина, стеллаж, холодильник, 3 стола, электрические плиты с индукционным нагревом, пароконвектомат, блендер, планетарный миксер, весы. К счастью, администрация нашего техникума, за что огромное спасибо, изыскала резервы и организовала два рабочих места для подготовки к демонстрационному экзамену по специальности 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело», что позволило подготовить студентов и в последующем получить 100% результат.

Итак, прежде чем рассмотреть этапы подготовки студентов к демонстрационному экзамену, немного теории.

В 2016 году стартовал пилотный проект по независимой оценке качества подготовки специалистов в профессиональном образовании. ГИА нового формата подразумевает проведение демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia. Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills Russia – это форма государственной итоговой аттестации выпускников по программам среднего профессионального образования образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, предусматривающая:

1) моделирование реальных производственных условий для демонстрации выпускниками профессиональных умений и навыков;

2) независимую экспертную оценку выполнения заданий демонстрационного экзамена, в том числе экспертами из числа представителей предприятий;

3) определение уровня знаний, умений и навыков выпускников в соответствии с международными требованиями.

Основная цель демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills — определение у студентов и выпускников уровня знаний, умений, навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности в соответствии со стандартами WorldSkills Russia.

Суть демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills заключается в оценке профессионального мастерства в условиях, близких к производственным.

Этапы подготовки студентов к демонстрационному экзамену по специальности 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело»

  1. Изучение нормативной документации.
  2. Разработка меню согласно заданию.
  3. Отработка каждого блюда отдельно небольшими группами.
  4. Выполнение задания демонстрационного экзамена.
  5. Психологическая подготовка студентов к экзамену.
  6. Сбор тулбоксов.

Теперь рассмотрим каждый этап подробнее.

Изучение нормативной документации. Таким документом является «Комплект оценочной документации для проведения демонстрационного экзамена по   стандартам Ворлдскиллс Россия по компетенции 34 «Поварское дело». Этот документ выкладывают на сайте в январе. На этом этапе знакомим студентов с содержанием «Комплекта», изучаем перечень знаний, умений, навыков в соответствии со Спецификацией стандарта компетенции № 34 «Поварское дело» (WorldSkills Standards Specifications, WSSS), проверяемых в рамках комплекта оценочной документации.

 Следующий раздел «Обобщенная оценочная ведомость». В    данном           разделе определяются критерии оценки       и          количество   начисляемых баллов (судейские и объективные). Общее максимально возможное количество баллов задания по всем   критериям оценки составляет 34,80.

 Особое внимание обращаем на задание. Задание включает в себя следующие разделы:

  1. Формы участия.
  2. Модули задания, критерии оценки и необходимое время.
  3. Необходимые приложения

На выполнение задания демонстрационного экзамена предусмотрено 4 часа, без учёта подготовки и уборки рабочего места (0,5 часа) + 2 часа для написания меню, общая продолжительность выполнения экзаменационного задания 6 часов.

Разработка меню согласно заданию. На этом этапе оказываем существенную помощь студентам в разработке меню и составлении технологических карт. Сложность заключается в том, что нужно учитывать список продуктов, представленных в приложении, креативность блюд, продумать оформление, сложность задания, ограниченное время приготовления блюд и другие факторы.

Отработка каждого блюда отдельно небольшими группами. Данный этап позволяетпроизвести контрольную проработку каждого блюда и скорректировать рецептуру, т.к. после приготовления блюд все продукты должны быть израсходованы.

Выполнение задания демонстрационного экзамена. На этом этапе студенты выполняют задание в полном объеме. Как правило, время приготовления занимает изначально 5-6ч., что требует еще несколько раз отработать процесс приготовления.

Психологическая подготовка студентов к экзамену. В процессе подготовки к демонстрационному экзамену и сдачи экзамена на другой площадке с незнакомыми экспертами студенты испытывают сильный стресс (были случаи ухудшения самочувствия, тремор в теле и т.д.). На данном этапе необходимо подключать психолога.

Сбор тулбоксов. Предлагаем студентам за 3-4 дня до экзамена привезти спецодежду и необходимый инвентарь в техникум, чтобы предотвратить «забывчивость» некоторых студентов.

Таким образом, мы подготовили обучающихся к проведению демонстрационного экзамена в 2020-2021 учебном году. Проанализировав итоги демонстрационного экзамена, пришли к выводу, что для улучшения результатов в части повышения баллов за выполненные задания необходимо увеличить практическую подготовку в условиях системной трансформации современного общества в рамках тех дисциплин, которые по учебному плану необходимы для подготовки к демонстрационному экзамену. Подготовка современных конкурентоспособных специалистов в области индустрии питания требует «внедрения и использования новых технологий оценки уровня готовности обучающихся к выполнению будущей профессиональной деятельности». Одной из таких технологий является демонстрационный экзамен, основой которого являются конкурсные задания чемпионатов WorldSkills по компетенции «Поварское дело».

Библиографический список

1. Башанова, К. А. Внедрение демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills в учебный процесс СПО / К. А. Башанова, Т. А. Громова, Е. В. Селюн. Текст: непоср непосредственный // Решетневские чтения. 2017. № 21.

2. Петина О.Б. Демонстрационный экзамен — инновационная форма практического обучения / О. Б. Петина //Образование. Карьера. Общество – 2017. – № 4(55)

3. Рыжова И.М.  Демонстрационный экзамен как средство профессиональной оценки качества специалиста: проблемы и реализация. Вестник РМАТ.2018

 4. Официальный сайт WordSkills Russia  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://worldskills.ru/ 

Демонстрационный экзамен как инструмент оценки качества подготовки студентов по программам среднего профессионального образования