Категория: В ногу со временем
Тренинг «На развитие коммуникативных умений»
Цель тренинга: Развитие коммуникативных умений и навыков студентов.
Задачи тренинга:
расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;
развитие способности к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений;
отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;
овладение навыками эффективного слушания;
Целевая аудитория: студенты 1 курса.
Количество участников: до 15 человек.
Ход тренинга
I. Вступление
Ведущий: Здравствуйте, сегодня мы будем говорить с вами о коммуникативных навыках.
Что такое коммуникативные навыки?
В переводе с латинского, «communicative» дословно означает: «коммуникабельный», «общительный». Коммуникативность — это не отдельное качество личности, а целая совокупность разных навыков. И выражается она в умении общаться с окружающими людьми, способности строить с ними отношения.
Сейчас я предлагаю вам послушать притчу, а затем обсудить ее смысл.
Притча.
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал:
— Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких.
Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал:
— Я счастлив сообщить тебе радостную весть — ты переживёшь всех своих родных.
Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились.
— Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознаграждён? — спрашивали они.
На что последовал ответ:
— Мы оба одинаково истолковали сон. Но всё зависит от того, не что сказать, а как сказать.
Обсуждение: как вы думаете, о чем эта притча, чему она может нас научить?
Вывод: Человек который умеет красиво, правильно говорить, уметь ставить себя на место собеседника всегда занимает высокое положение в коллективе и получает от жизни большего. По сути, человек с хорошими коммуникативными навыками умеет эффективно общаться, достигая через общение желаемых целей.
II. Основная часть.
Чтобы наше общение было плодотворным предлагаю принять в нашей группе ЧУДО-правила.
Ч-честность
У- уважение
Д-доверие
О-открытость
А начинается любое общение с приветствия.
Упражнение «Приветствие»
Цель: приветствие друг друга и заряд положительными эмоциями.
Ведущий занятия рассказывает о многообразии на земле различных способов здороваться друг с другом и предлагает участникам придумать свои уникальные приветственные жесты. Ограничений на фантазию практически никаких нет. По завершении все обмениваются впечатлениями. Данное упражнение тренинга поспособствует созданию непринужденной дружеской обстановки и раскрепощению наиболее стеснительных участников.
Необходимо сесть в круг. Каждый по очереди выходит и здоровается, используя слова, мимику, жесты; повторяться нельзя. Многие народы мира приветствуют встречаемого не только словами, но и жестами. Один из, пожалуй, самых распространенных – рукопожатие. Теория возникновения рукопожатия заключается в том, что в древние времена, когда люди собирались небольшими кучками-племенами, часто враждующими друг с другом, встречая друг друга, они протягивали друг другу руки, показывая, что у них нет оружия, что они пришли с миром. Например:
-скрестить руки на груди (Арабы)
-обнюхать друг друга (самоанцы).
— снять головной убор правой рукой, а левую руку заложить за ухо и высунуть язык (Тибет).
— легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);
— легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);
— легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
— простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
— молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине.
— представитель племени акамба в Кении в знак глубокого уважения плюет на встречного, а представитель племени масаи при встрече сначала сплевывает, а потом плюет на собственную кисть и только потом позволяет пожать себе руку
— на Замбези хлопают в ладоши и делают реверанс;
— туркмены засовывают руки в длинные рукава;
— таджики складывают обе руки чуть ниже груди при наклоне корпуса вперед. Затем, не убирая рук от груди, человек подходит к приветствуемому, говорит: «Ассолом – алейкум» и протягивает обе руки;
— у некоторых индейских племен было принято при виде незнакомого человека сидеть на корточках до тех пор, пока тот не приблизится. Затем они подбегали друг к другу и терлись носами.
Обсуждение: как вы думаете, какими умениями должен обладать человек, чтобы его общение было успешным?
Выводы: коммуникативные навыки включают в себя умение входить в контакт с незнакомым человеком, слушать, говорить, наблюдать и сопереживать. Это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению.
Обсуждение: А какие средства общения вы знаете?
Выводы: к средствам общения относят письменную и устную речь и многочисленные невербальные (несловесные) средства. Это жесты, мимика, различные сигнальные и знаковые системы.
Иногда очень важно научиться понимать собеседника без слов. В этом нам помогает язык жестов.
Предлагаю поиграть со мной в игру, которая называется «Моргалочки», она наглядно нам покажет, как же люди могут понимать друг друга без слов.
Упражнение «Моргалочки»
Сидят в кругу, у одного нет стула – он ведущий. Все должны, моргая, подмигивая найти партнера, с кем поменяются местами, ведущий должен увидеть и занять один из освободившихся стульев первым, а тот, кто останется без стула, становится ведущим.
Обсуждение: Как вы оцениваете, получилось ли у нас понять друг друга без слов?
Но не всегда бывает, что люди понимают и слова.
Сейчас я предлагаю поиграть еще в одну игру, а потом мы поделимся своими выводами, что эта игра помогла нам понять.
Упражнение «Сплетня». Упражнение направлено на демонстрацию способов искажения информации.
Семь добровольцев выходят из комнаты, получив следующую инструкцию: «Через несколько минут первый из вас войдет в комнату и услышит сообщение, которое он должен будет передать следующему вошедшему. Так сообщение будет передано по цепочке». Оставшиеся в комнате школьники получают другую инструкцию: «Вам предстоит внимательно слушать и наблюдать за тем, что будет происходить с сообщением, передаваемым из уст в уста. Ваша задача высказать свои предположения о том, с чем связано качество передачи информации.
После завершения упражнения мы обсудим в общем кругу то, что увидели и услышали».
Добровольцам предлагается, например, такое сообщение:
«У аборигенов Австралии есть удивительный обычай: отправляясь на охоту или рыбную ловлю, они заламывают ветви деревьев; при этом они искренне верят, что подобный ритуал поможет им вернуться домой засветло».
Далее идет обсуждение с членами группы о возможных причинах увиденного искажения.
Как вы думаете, что мешает эффективному общению?
Вывод: Вы правы существует множество коммуникативных барьеров.
Под коммуникативным барьером обычно понимается «все то, что препятствует эффективному общению и блокирует его».
Барьер восприятия …
Поведенческий барьер …
Языковой, семантический барьер …
Эмоциональный барьер …
Культурный барьер …
Гендерный и социальный барьер
Сейчас мы разделимся на пары и выполним упражнение, которое называется «Диалог».
Упражнение «Диалог». Участники разбиваются на пары. Один из партнеров получает карточку с описанием поведения, которое он должен продемонстрировать (один из признаков плохого слушания). Другой партнер, не зная о содержании инструкции первого, начинает рассказывать о каком-либо интересном событии из своей жизни или говорить на одну из перечисленных тем в течение трех минут: интересное событие этой недели; где бы я хотел отдохнуть; мой любимый фильм и т. п.
инструкции по выполнению действий, отражающих плохое слушание:
- Не смотреть на собеседника.
- Начать заниматься своими делами, например завязывать шнурки ботинок, приводить в порядок свою одежду, смотреться в зеркало. Перебивать собеседника, начав рассказывать об аналогичном событии в твоей жизни, преувеличенно жестикулируя руками.
- Устало смотреть, зевать, говорить очень медленно, тихо, растягивая слова.
- Оценить поступок собеседника такими словами: «это ужасно, как ты мог так поступить», «вот чудак» и т.д.
После истечения указанного времени ведущий обращается к тем, кто говорил, с вопросом: что мешало им и насколько комфортно они чувствовали себя в этом диалоге. В процессе группового обсуждения выясняется, что такое хорошее слушание, каким бы студенты хотели видеть своего слушателя.
И в заключении любого общения важно расстаться на позитивной ноте, предлагаю закончить тренинг упражнением «Подарок».
Упражнение «Подарок»
«Подарите друг другу небольшой воображаемый подарок.
Список литературы:
1.Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений. /Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2011. – 576 с.
2.Панфилова, А.П. Теория и практика общения. /А.П.Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 288 с.
3. Рогов, Е.И. Психология общения. /Е.И.Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 336 с.
Интернет ресурсы:
1. https://trainingtechnology.ru