Категория: В помощь молодому педагогу
Конспект занятия «Виды чтения»
Тема: виды чтения
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическая цель: использование технологии развивающего обучения при обучении разным видам чтения на уроке родного языка
Задачи занятия:
Предметные: научить студентов использовать различные виды чтения для общего понимания и интерпретации содержания прочитанного, извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи
Метапредметные: формировать умение работать с текстом, развивать умение работать в команде, формировать устное и письменное высказывание
Личностные: пробудить интерес к чтению, осознание ценности литературы
Методы и приемы: эвристический,информационно-коммуникационный, постановка проблемного вопроса
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал (тексты)
Ход урока
1.Организационный момент. Приветствие. (2 мин)
2. Мотивация, актуализация полученных знаний, обоснование темы урока (5 мин)
Преподаватель: Ребята! Тема нашего занятия – виды чтения. Сегодня мы будем работать с текстами и научимся читать их различными способами в зависимости от поставленной задачи. Перед вами несколько текстов без заголовков. В каком из них содержится информация о теме нашего сегодняшнего занятия?
ТЕКСТ 1 К сожалению, нынешнее поколение все реже и реже увлекается чтением, а соответственно люди даже не догадываются о великой пользе, которое приносит время, проведенное с книгой. Во время чтения наш мозг начинает активно работать и своего рода он попадает словно в тренажерный зал. Включается совершенно иное восприятие всего, что тебя окружает. Развивается фантазия и даже можно почувствовать себя героем той книги, которая сейчас у тебя в руках! А это так увлекательно и интересно! Благодаря книгам становится лучше память, меняют речь человека, меняется правописание у того, кто часто читает и чаще всего в лучшую сторону. А происходит так благодаря зрительной памяти, которая в дальнейшем и влияет на то, как пишет человек. |
ТЕКСТ 2 Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека. Различают следующие виды знаний: 1) Обыденное (житейское) – основано на повседневном опыте, согласовано со здравым смыслом и во многом с ним совпадает, сводится к констатации и описанию фактов. Обыденное знание носит эмпирический характер и является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений (между собой и с природой). 2) Мифологическое – представляет собой единство рационального и эмоционального отражения действительности. С помощью мифологического знания первобытный человек структурировал реальность, т. е., в конечном итоге, познавал ее. 3) Религиозное – акцент делается на веру в сверхъестественное и эмоционально-образное отражение действительности, а не на доказательство и аргументацию. Результаты религиозного размышления формулируются в конкретных, наглядно-чувственных образах. Религия предлагает человеку абсолютные идеалы, нормы и ценности. 4) Художественное – формируется в сфере искусства, не стремится быть доказательным и обоснованным. Форма существования этого вида знания – художественный образ. В искусстве в отличие от науки и философии допускается вымысел. Поэтому тот образ мира, который предлагается искусством, всегда более или менее условен. 5) Философское – главной особенностью является его рационально-теоретическая форма. 6) Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении. 7) Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки. 8) Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности. 9) Квазинаучное – объединяет в себе черты художественного, мифологического, религиозного и научного знания. Квазинаучное знание представлено в мистике и магии, алхимии, астрологии, паранауках, эзотерических учениях и т. п. |
ТЕКСТ 3 В зависимости от коммуникативных задач, которые ставит перед собой читающий, и соответствующих им приемов чтение делится на изучающее, ознакомительное, просмотровое. 1. Изучающее — это чтение со стопроцентным пониманием информации, детальное чтение, которое может сопровождаться выписками и рассчитано на использование в последующей деятельности информации, полученной из текста. Оно необходимо всем школьникам, абитуриентам, научным работникам. 2. Ознакомительное – это чтение с общим охватом содержания, т.к. читающий уделяет внимание только главной информации, пренебрегая второстепенными деталями. Это чтение без выписок, для удовольствия. 3. Просмотровое – мы бегло просматриваем текст, отмечаем интересное/ неинтересное, ценное/ ненужное. На основе полученной информации решаем, нужен нам этот текст или нет. 4. Поисковое – человек ищет определенную информацию, возможно в указанном тексте (этот вид чтения занимает важное место у нас). |
Предполагаемый ответ студентов: текст 3
Преподаватель: Правильно. Прочитайте текст 3 еще раз. Какой вид чтения мы с вами только что использовали?
Предполагаемый ответ студентов: поисковое чтение
Преподаватель: Молодцы! Давайте сделаем вывод о значении поискового чтения в современном мире.
Предполагаемый ответ студентов: поисковое чтение помогает нам ориентироваться в большом объеме информации, быстро находить нужную. Это сокращает время работы с незнакомым текстом, делает эту работу более продуктивной.
3. Лекция (20 мин)
В процессе интерактивной лекции студенты создают опорный конспект
Поисковое чтение | Просмотровое чтение | Ознакомительное чтение | Изучающее чтение | |
цель | Нахождение конкретной информации | Формирование общего представления | Извлечение основной информации | Проникновение в смысл, анализ текста |
приемы | 1. поиск информации по ключевым словам, которые содержатся в формулировке вопроса/ запроса | 1. анализ подзаголовка, а также прогнозирование темы текста 2. анализ подзаголовков, если они присутствуют в тексте. 3. просмотр рисунков и разных выделений в тексте. 4. знакомство со структурой текста. 5. просмотр первого, а также последнего абзаца читаемого текста. 6. знакомство с оглавлением. 7. использование аннотации к тексту | 1. чтение текста по абзацам. (важно фиксировать внимание на существительных, первом и последнем предложении из каждого отдельного абзаца) 2. выделение важной информации 3. расстановка принятых самими обучающимися графических знаков: ? — мне непонятно или ! — это интересно. | 1. выделение смысловых частей читаемого текста. 2. прогнозирование содержания и смысл последующих частей текста, опираясь на прочитанное. 3. выделение ключевых слов текста по ходу чтения. 4. замена смысловых частей текста их эквивалентами. 5. выявление деталей, а также подтекстовой информации, содержащейся в тексте. 6. определение принадлежности текста к конкретному функциональному стилю 7. составление вопросов, которые имеют проблемный характер, как во время, так и после чтения текста 8. составление суждений 9. составление плана или графической схемы, которые помогут выявить структуру текста, а также взаимосвязь его отдельных частей 10. переработка текста, создание новых текстов на основе прочитанного. 11. составление комментария (заключительный этап) |
результат | Найдена запрашиваемая информация | Решение, следует ли читать текст или нет | Понимание, достаточно ли информации содержится в тексте или его необходимо перечитывать или анализировать | Понимание всех уровней текста, а также восприятие разной информации, изложенной в тексте (фактуальной, концептуальной и подтекстовой) |
4. Основная часть. Работа с текстом
4.1. Предтекстовый этап (просмотровое чтение) (5 мин)
Преподаватель: прочитайте стихотворение С.А. Есенина. Определите основную тему текста.
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.
С.А. Есенин
Предполагаемый ответ студентов: прощание с родным домом
Преподаватель: на какую часть текста вы обратили внимание при определении темы?
Предполагаемый ответ студентов: на первую строфу
Преподаватель: Молодцы! Мы с вами уже поговорили о том, что при определении основной темы текста особое внимание надо обратить на первый и последний абзац. Озаглавьте стихотворение так, чтобы этот заголовок отразил основную тему
Предполагаемый ответ студентов: прощание, родной дом, мой дом
4.2. Текстовый этап (ознакомительное чтение) (10 мин)
Преподаватель: прочитайте стихотворение снова. Попробуйте определить тему каждой строфы и озаглавить ее
Предполагаемый ответ студентов: 1 строфа – прощание с родным домом (прощание); 2 строфа – красота природы, грусть отца, горечь разлуки (грусть); 3 строфа – долгая разлука, зима (разлука); 4 строфа – радость, надежда, душевное стремление (надежда на возвращение)
4.3. Текстовый этап (изучающее чтение) (30 мин)
Преподаватель: с кем (чем) сравнивает себя лирический герой?
Предполагаемый ответ студентов: с кленом
Преподаватель: почему для сравнения автор выбирает образ дерева?
Предполагаемый ответ студентов: потому что дерево – это часть природы
Преподаватель: может ли это означать, что душой герой остался в родной деревне?
Предполагаемый ответ студентов: да
Преподаватель: выпишите незнакомые слова, определите их значение
Предполагаемый ответ студентов: березняк (березовый лес), распласталась (разлеглась)
Преподаватель: найдите слова в переносном значении. Для чего они используются?
Предполагаемый ответ студентов: голубая Русь, золотою лягушкой, седина пролилась, целует дождь. Слова в переносном значении помогают представить родную деревню лирического героя, придают ее описанию поэтическое звучание
Работа в подгруппах
Преподаватель: (делит учеников на 3 подгруппы) раскройте подчеркнутых выражений. У вас 10 минут на подготовку, презентация результатов групповой работы – 3 минуты
Студенты совещаются, определяют возможные значения высказываний
4.4. Послетекстовый этап (изучающее чтение) (15 мин)
Преподаватель: составьте по одному вопросу проблемного характера для двух других подгрупп. Ответы на эти вопросы не должны сводиться к пересказу содержания текста. Время на подготовку вопросов – 3 минуты. Время на размышление перед ответом – 1 минута.
Студенты совещаются, задают друг другу вопросы, отвечают на поставленные вопросы.
Преподаватель: мы подробно изучили стихотворение, узнали значение незнакомых слов, поразмышляли над значением отдельных выражений. Определите идею стихотворения.
Предполагаемый ответ студентов: несмотря на то, что лирический герой далеко от своей малой родины, от своей семьи, душой он остается с ними, тоскует о них.
5. Рефлексия (2 мин) заполните таблицу
Знал до занятия | Узнал на занятии | Хочу узнать |
6. Домашнее задание (1 мин)
Напишите сочинение рассуждение на тему «Мое восприятие стихотворения «Я покинул родимый дом…»» минимальный объем 75 слов
Список литературы
- Горшков А.И. Русская словесность: от слова к словесности: 10-11 кл.: учеб. для образоват. учреждений/ А.И. Горшков. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 492 с. – ISBN 978-5-09-022236-5;
- ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты : Е31 10 вариантов / под ред. И. П. Цыбулько. Москва : Издательство «Национальное образование», 2022. 112 с. (ЕГЭ. ФИПИ — школе). 18ВМ 978-5-4454-1544-2.
- Лотман, Ю. Структура художественного текста. Анализ поэтического текста / Ю. Лотман. — СПб.: Азбука, 2018. — 160 c.
- Никитина, Е.С. Смысловой анализ текста: Психосемиотический подход / Е.С. Никитина. — М.: Ленанд, 2019. — 200 c.
- Николина, Н.А. Филологический анализ текста: Учебник / Н.А. Николина. — М.: Academia, 2017. — 128 c.
- Стратегия развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года (одобрена Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (протокол от 12 марта 2021 г. N 51)
- Шамшурин А. А. Дебаты: философско-педагогическая интерпретация: учебное пособие / под ред. Н. Б. Поляковой. — Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2020. — 64 с. ISBN 978-5-4312-0786-0