ВЫПУСК 8

Образование 2020-2030: будущее наступило вчера

Викторина для детей старшего дошкольного возраста: «Леса и луга нашей родины»

146
Автор: Войтова Елена Валерьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 436»
Категория: В помощь молодому педагогу

Программное содержание.

  • Закреплять знания о многообразии растительного мира России.
  • Формировать представления о растениях и животных леса и луга.
  • Расширять представления о взаимосвязи растительного и животного мира.
  • Развивать познавательную активность, творчество инициативность.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
  • Развивать чувство коллективизма.

Предварительная работа.

  • Чтение произведений детских писателей о природе.
  • Использование фольклора при ознакомлении детей с природой.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Рисование растений и животных.

Материал и оборудование.

  • Мультимедийное оборудование
  • Эмблемы
  • Фишки
  • Карточки «Правила поведения на природе»
  • Карточки с изображением хвойных и лиственных деревьев
  • Карточки к игре «Для каждой ветки свои детки!»
  • Карточки к игре «Укрась луг и лес»
  • Карточки к игре «Кто где живет?»
  • Два стола, стулья по количеству детей
  • Два мольберта.

Ход занятия.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Валерьевна.

Раздается звук колокольчика и на экране появляется значок письма.

(Слайд № 1)

Воспитатель. Ребята посмотрите на наш волшебный экран. Как вы думаете, что это? (Ответы детей)

Воспитатель: На электронную почту нашей группы пришло письмо из леса! Как вы думаете, кто мог нам прислать это письмо? (Ответы детей).

(Слайд № 2)

Воспитатель. Письмо прислал нам дядюшка Ау!

Вот, что он нам пишет.

«Здравствуйте, ребята! Скоро наступит лето, и многие из вас вместе с родителями отправятся на прогулки в лес и на луг за грибами да за ягодами. Вот я и решил проверить, а знаете ли вы, что такое лес и луг. Какие существуют правила поведения в лесу и на лугу? Для того, чтобы проверить ваши знания, я приготовил для вас испытания в виде игры-викторины «Леса и луга нашей родины». Если вы справитесь и заданиями, буду ждать вас в гости.  Но сначала я предлагаю вам отгадать мои загадки.»

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, сможем мы справиться со всеми заданиями дядюшки Ау? (Ответы детей)

Сегодня я предлагаю вам отправиться в интересный и увлекательный мир природы нашего края. Вас ждут разные конкурсы, интересные вопросы и задания.  Для этого я предлагаю вам разделиться на две команды.

Первая команда «Лесовички»

Вторая команда «Луговички»

 На подносе лежат эмблемы, вы можете выбрать себе эмблему и поделиться на команды. В какой команде вы оказались? (Ответы детей, распределение по командам).

Только обдуманное решение и согласованные действия могут привести к победе; не стоит торопиться с ответом, прежде нужно обдумать его; договориться, кто и как будет отвечать. За каждое правильно выполненное задание вы получаете фишку. За каждое нарушение игровых правил команда может лишиться одной фишки.   По окончании игры подсчетом фишек определяется победившая команда.

Разминка  «Угадай- ка»

 (Слайд № 3)

Там деревьев много разных,
Трав, лишайников, кустов,
Птиц, зверей, грибов и ягод,
И, конечно – комаров.
Там всегда полно чудес –
Я люблю прогулки в …
(Лес)

(Слайд № 4)

Частенько, при любой погоде

Люблю гулять я на природе.

Беру с собою свой сачок:

Вдруг – бабочка, а вдруг – жучок.

Красивых столько там цветов!

Туда пойти всегда готов.

Его не тронул деда плуг.

Там был, и есть, и будет … 

(Луг).

Воспитатель: Ребята, чем отличаются «Лес» и «Луг»? (Ответы детей)

Воспитатель. Разминка прошла успешно. Вы отгадали загадки правильно. Молодцы!

Ребята, проходите к своим столам, и мы начинаем игру!!!

 Конкурс № 1 «Что где растет?» (слайд 5)

Воспитатель. Ребята, сейчас я буду задавать вам вопросы. Команда, готовая отвечать на вопрос, подаёт сигнал с помощью колокольчика. За каждый правильный ответ команда будет получать фишку.

Внимание вопросы!!!

Ребята, перед вами лежат карточки с изображением разных деревьев. Внимательно рассмотрите карточки и разложите деревья таким образом, чтобы у вас получился хвойный и лиственный лес.

— Какой лес называют хвойным? (Ответы детей. Лес, в котором растут хвойные деревья- ель, сосна, пихта)

— Назовите деревья, растущие в лиственном лесу? (Ответы детей. В лиственном лесу растут берёза, дуб, осина, клен, и др.)

— Как называется лес, в котором растут хвойные и лиственные деревья?

 (Ответы детей. Лес, в котором растут хвойные и лиственные деревья называется смешанный.)

Воспитатель. Молодцы, вы успешно справились с первым заданием! Командам вручаются фишки.

Конкурс № 2 «Для каждой ветки свои детки!» (Слайд 6)

Воспитатель. Ребята, следующее задание называется «Для каждой ветки свои детки!». Перед вами лежат карточки с изображением веток деревьев и кустарников, а также их плоды. Вам нужно правильно разложить плоды на соответствующие ветки и назвать растение и его плод.

Чья команда первая справится с заданием, подаёт сигнал с помощью колокольчика. За правильный ответ команда получать фишку.

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы успешно справились со вторым испытанием!

Командам вручаются фишки.

 Конкурс № 3 «Укрась луг и лес» (Слайд 7)

Воспитатель. Следующий конкурс называется «Укрась луг и лес».  Ребята, посмотрите на наши луг и лес. Что-то они совсем загрустили. Перед вами находятся карточки с изображениями животных, растений и насекомых.

Внимательно рассмотрите карточки, посовещайтесь и определите, какими карточками вы украсите луг и лес и почему?

Команда «Лесовички» — украшает лес

Команда «Луговички» — украшает луг

Чья команда первая справится с заданием, подаёт сигнал с помощью колокольчика.

Вопросы к детям в ходе игры.

— Какие цветочные растения растут на лугу?

— Как называется эта бабочка?

— Почему бабочка получила название павлиний глаз?

— Почему божьи коровки, в отличие от большинства насекомых, имеют яркую окраску?

— Какие дикие животные обитают в лесу?

— Почему крупные дикие животные обитают в лесу?

— Какие съедобные грибы растут в лесу?

— У какой птицы на голове красная полоска, похожая на шапочку?

— Почему в лесу мало цветов?

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы успешно справились с третьим конкурсом.

Командам вручаются фишки.

Воспитатель. Ребята, вы прошли уже много испытаний, предлагаю вам немного отдохнуть.

Физкультминутка:

Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо, и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)

Конкурс № 4 «Кто где живет?» (Слайд 8)

Воспитатель. Ребята, пока мы отдыхали, в животном мире произошла путаница. Все животные и птицы перепутали свои дома. Давайте поможем каждому из них найти свой дом.

Перед вами лежат карточки с изображением животных и их домов. Вам нужно при помощи фломастера показать каждому животному путь к его домику. Команда, которая первая справится с заданием, подаёт сигнал колокольчиком.  Называет животное и место, где оно живет.

Воспитатель. Молодцы, ребята, и этим заданием вы успешно справились.

Командам вручаются фишки.

 Конкурс № 5 «Цепочка» (Слайд 9)

Воспитатель: Внимание, следующий конкурс «Цепочка» (Дети стоят в две шеренги друг напротив друга, передают мяч, называют признак объекта).

Команда «Лесовички»

— лиса (варианты ответов: животное, хитрая, рыжая, дикая, пушистая, живет в лесу, хищная)

Наводящие вопросы:

— где живет лиса?

— чем она питается?

— какое лиса животное?  

Команда «Луговички»

— пчела (Варианты ответов: насекомое, маленькое, трудолюбивое, собирает нектар, живёт в улье, может ужалить)

Наводящие вопросы:

— что собирает пчела на лугу?

— как называется дом пчелы?

— какое пчела насекомое?

Конкурс № 6 «Да, нет»

Воспитатель. А сейчас предлагаю вам игру на внимательность. Я буду вам называть свои действия, а вы, если я буду поступать хорошо, говорите: «Да», а если плохо — говорите: «Нет»

Я пойду сейчас в лесок

И сорву ромашку. (Нет!)

Съем я вкусный пирожок

И выброшу бумажку. (Нет!)

Лишний хлебушка кусок

На пеньке оставлю. (Да!)

Ветку ели подвяжу,

Колышек поставлю. (Да!)

Разведу большой костёр

И тушить не буду. (Нет!)

Сильно-сильно насорю

И убрать забуду. (Нет!)

Мусор весь я уберу,

Банку закопаю. (Да!)

Я люблю свой край родной,

Природу сберегаю! (Да!)

Подведение итогов:

Воспитатель. Вот и подошла наша викторина к концу. Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями. Какое задание вам понравилось больше всего? Какое задание для вас сегодня было самым трудным? Что нового вы узнали о лесе и луге? 

Подсчет фишек:

Воспитатель. Ребята, сосчитайте, сколько фишек получили ваши команды?

Проводится награждение команд победителей и участников игры-викторины.

Ребята, а чтобы вы всегда помнили правила поведения в природе, я вам подарю вот такие карточки.

Литература и Интернет-ресурсы:

  1. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.  Старшая группа. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. — 112 с.
  2. https://aromatyschastya.ru/zagadki-pro-les
  3. https://aae.su/zagadki-pro-lug-5-shtuk.html
  4. https://sites.google.com/site/bibliotekadladetej/roditelam-pedagogam/fizkultminutki-v-stihah
  5. https://cyberpedia.su/25x7a41.html
Викторина для детей старшего дошкольного возраста: «Леса и луга нашей родины»