ВЫПУСК 8

Образование 2020-2030: будущее наступило вчера

Конспект занятия «Виды чтения»

135
Автор: Орешкова Мария Сергеевна, преподаватель ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»
Категория: В помощь молодому педагогу

Тема: виды чтения

Тип урока: изучение нового материала

Дидактическая цель: использование технологии развивающего обучения при обучении разным видам чтения на уроке родного языка

Задачи занятия:

Предметные: научить студентов использовать различные виды чтения для общего понимания и интерпретации содержания прочитанного, извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи

Метапредметные: формировать умение работать с текстом, развивать умение работать в команде, формировать устное и письменное высказывание

Личностные: пробудить интерес к чтению, осознание ценности литературы

Методы и приемы: эвристический,информационно-коммуникационный, постановка проблемного вопроса

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал (тексты)

Ход урока

1.Организационный момент. Приветствие. (2 мин)

2. Мотивация, актуализация полученных знаний, обоснование темы урока (5 мин)

Преподаватель: Ребята! Тема нашего занятия – виды чтения. Сегодня мы будем работать с текстами и научимся читать их различными способами в зависимости от поставленной задачи. Перед вами несколько текстов без заголовков. В каком из них содержится информация о теме нашего сегодняшнего занятия?

ТЕКСТ 1
К сожалению, нынешнее поколение все реже и реже увлекается чтением, а соответственно люди даже не догадываются о великой пользе, которое приносит время, проведенное с книгой. Во время чтения наш мозг начинает активно работать и своего рода он попадает словно в тренажерный зал. Включается совершенно иное восприятие всего, что тебя окружает. Развивается фантазия и даже можно почувствовать себя героем той книги, которая сейчас у тебя в руках! А это так увлекательно и интересно! Благодаря книгам становится лучше память, меняют речь человека, меняется правописание у того, кто часто читает и чаще всего в лучшую сторону. А происходит так благодаря зрительной памяти, которая в дальнейшем и влияет на то, как пишет человек.
ТЕКСТ 2
Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека. Различают следующие виды знаний:
1) Обыденное (житейское) – основано на повседневном опыте, согласовано со здравым смыслом и во многом с ним совпадает, сводится к констатации и описанию фактов. Обыденное знание носит эмпирический характер и является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений (между собой и с природой).
2) Мифологическое – представляет собой единство рационального и эмоционального отражения действительности. С помощью мифологического знания первобытный человек структурировал реальность, т. е., в конечном итоге, познавал ее.
3) Религиозное – акцент делается на веру в сверхъестественное и эмоционально-образное отражение действительности, а не на доказательство и аргументацию. Результаты религиозного размышления формулируются в конкретных, наглядно-чувственных образах. Религия предлагает человеку абсолютные идеалы, нормы и ценности.
4) Художественное – формируется в сфере искусства, не стремится быть доказательным и обоснованным. Форма существования этого вида знания – художественный образ. В искусстве в отличие от науки и философии допускается вымысел. Поэтому тот образ мира, который предлагается искусством, всегда более или менее условен.
5) Философское – главной особенностью является его рационально-теоретическая форма.
6) Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении.
7) Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.
8) Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.
9) Квазинаучное – объединяет в себе черты художественного, мифологического, религиозного и научного знания. Квазинаучное знание представлено в мистике и магии, алхимии, астрологии, паранауках, эзотерических учениях и т. п.  
ТЕКСТ 3
В зависимости от коммуникативных задач, которые ставит перед собой читающий, и соответствующих им приемов чтение делится на изучающее, ознакомительное, просмотровое.
1.      Изучающее  — это чтение со стопроцентным пониманием информации, детальное чтение, которое может сопровождаться выписками и рассчитано на использование в последующей деятельности информации, полученной из текста. Оно необходимо всем школьникам, абитуриентам, научным работникам.
2.      Ознакомительное – это чтение с общим охватом содержания, т.к. читающий уделяет внимание только главной информации, пренебрегая второстепенными деталями. Это чтение без выписок, для удовольствия.
3.      Просмотровое – мы бегло просматриваем текст, отмечаем интересное/ неинтересное, ценное/ ненужное. На основе полученной информации решаем, нужен нам этот текст или нет.
4.     Поисковое – человек ищет определенную информацию, возможно в указанном тексте (этот вид чтения занимает важное место у нас).

Предполагаемый ответ студентов: текст 3

Преподаватель: Правильно. Прочитайте текст 3 еще раз. Какой вид чтения мы с вами только что использовали?

 Предполагаемый ответ студентов: поисковое чтение

Преподаватель: Молодцы! Давайте сделаем вывод о значении поискового чтения в современном мире.

Предполагаемый ответ студентов: поисковое чтение помогает нам ориентироваться в большом объеме информации, быстро находить нужную. Это сокращает время работы с незнакомым текстом, делает эту работу более продуктивной.

3. Лекция (20 мин)

В процессе интерактивной лекции студенты создают опорный конспект

  Поисковое чтение Просмотровое чтение Ознакомительное чтение Изучающее чтение
цель Нахождение конкретной информации Формирование общего представления Извлечение основной информации Проникновение в смысл, анализ текста
приемы 1. поиск информации по ключевым словам, которые содержатся в формулировке вопроса/ запроса 1. анализ подзаголовка, а также прогнозирование темы текста 2. анализ подзаголовков, если они присутствуют в тексте. 3. просмотр рисунков и разных выделений в тексте. 4. знакомство со структурой текста. 5. просмотр первого, а также последнего абзаца читаемого текста. 6. знакомство с оглавлением. 7. использование аннотации к тексту 1. чтение текста по абзацам. (важно фиксировать внимание на существительных, первом и последнем предложении из каждого отдельного абзаца) 2. выделение важной информации 3. расстановка принятых самими обучающимися графических знаков: ? — мне непонятно или ! — это интересно. 1. выделение смысловых частей читаемого текста. 2. прогнозирование содержания и смысл последующих частей текста, опираясь на прочитанное. 3. выделение ключевых слов текста по ходу чтения. 4. замена смысловых частей текста их эквивалентами. 5. выявление деталей, а также подтекстовой информации, содержащейся в тексте. 6. определение принадлежности текста к конкретному функциональному стилю 7. составление вопросов, которые имеют проблемный характер, как во время, так и после чтения текста 8. составление суждений 9. составление плана или графической схемы, которые помогут выявить структуру текста, а также взаимосвязь его отдельных частей 10. переработка текста, создание новых текстов на основе прочитанного. 11. составление комментария (заключительный этап)
результат Найдена запрашиваемая информация Решение, следует ли читать текст или нет Понимание, достаточно ли информации содержится в тексте или его необходимо перечитывать или анализировать Понимание всех уровней текста, а также восприятие разной информации, изложенной в тексте (фактуальной, концептуальной и подтекстовой)

4. Основная часть. Работа с текстом

4.1. Предтекстовый этап (просмотровое чтение) (5 мин)

Преподаватель: прочитайте стихотворение С.А. Есенина. Определите основную тему текста.

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.

С.А. Есенин

Предполагаемый ответ студентов: прощание с родным домом

Преподаватель: на какую часть текста вы обратили внимание при определении темы?

Предполагаемый ответ студентов: на первую строфу

Преподаватель: Молодцы! Мы с вами уже поговорили о том, что при определении основной темы текста особое внимание надо обратить на первый и последний абзац. Озаглавьте стихотворение так, чтобы этот заголовок отразил основную тему

Предполагаемый ответ студентов: прощание, родной дом, мой дом

4.2. Текстовый этап (ознакомительное чтение) (10 мин)

Преподаватель: прочитайте стихотворение снова. Попробуйте определить тему каждой строфы и озаглавить ее

Предполагаемый ответ студентов: 1 строфа – прощание с родным домом (прощание); 2 строфа – красота природы, грусть отца, горечь разлуки (грусть); 3 строфа – долгая разлука, зима (разлука); 4 строфа – радость, надежда, душевное стремление (надежда на возвращение)

4.3. Текстовый этап (изучающее чтение) (30 мин)

Преподаватель: с кем (чем) сравнивает себя лирический герой?

Предполагаемый ответ студентов: с кленом

Преподаватель: почему для сравнения автор выбирает образ дерева?

Предполагаемый ответ студентов: потому что дерево – это часть природы

Преподаватель: может ли это означать, что душой герой остался в родной деревне?

Предполагаемый ответ студентов: да

Преподаватель: выпишите незнакомые слова, определите их значение

Предполагаемый ответ студентов: березняк (березовый лес), распласталась (разлеглась)

Преподаватель: найдите слова в переносном значении. Для чего они используются?

Предполагаемый ответ студентов: голубая Русь, золотою лягушкой, седина пролилась, целует дождь. Слова в переносном значении помогают представить родную деревню лирического героя, придают ее описанию поэтическое звучание

Работа в подгруппах

Преподаватель: (делит учеников на 3 подгруппы) раскройте подчеркнутых выражений. У вас 10 минут на подготовку, презентация результатов групповой работы – 3 минуты

Студенты совещаются, определяют возможные значения высказываний

4.4. Послетекстовый этап (изучающее чтение) (15 мин)

Преподаватель: составьте по одному вопросу проблемного характера для двух других подгрупп. Ответы на эти вопросы не должны сводиться к пересказу содержания текста. Время на подготовку вопросов – 3 минуты. Время на размышление перед ответом – 1 минута.

Студенты совещаются, задают друг другу вопросы, отвечают на поставленные вопросы.

Преподаватель: мы подробно изучили стихотворение, узнали значение незнакомых слов, поразмышляли над значением отдельных выражений. Определите идею стихотворения.

Предполагаемый ответ студентов: несмотря на то, что лирический герой далеко от своей малой родины, от своей семьи, душой он остается с ними, тоскует о них.

5. Рефлексия (2 мин) заполните таблицу

Знал до занятия Узнал на занятии Хочу узнать
     

6. Домашнее задание (1 мин)

Напишите сочинение рассуждение на тему «Мое восприятие стихотворения «Я покинул родимый дом…»» минимальный объем 75 слов

Список литературы

  1. Горшков А.И. Русская словесность: от слова к словесности: 10-11 кл.: учеб. для образоват. учреждений/ А.И. Горшков. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 492 с. – ISBN 978-5-09-022236-5;
  2. ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты : Е31 10 вариантов / под ред. И. П. Цыбулько. Москва : Издательство «Национальное образование», 2022. 112 с. (ЕГЭ. ФИПИ — школе). 18ВМ 978-5-4454-1544-2.
  3. Лотман, Ю. Структура художественного текста. Анализ поэтического текста / Ю. Лотман. — СПб.: Азбука, 2018. — 160 c.
  4. Никитина, Е.С. Смысловой анализ текста: Психосемиотический подход / Е.С. Никитина. — М.: Ленанд, 2019. — 200 c.
  5. Николина, Н.А. Филологический анализ текста: Учебник / Н.А. Николина. — М.: Academia, 2017. — 128 c.
  6. Стратегия развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года (одобрена Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (протокол от 12 марта 2021 г. N 51)
  7. Шамшурин А. А. Дебаты: философско-педагогическая интерпретация: учебное пособие / под ред. Н. Б. Поляковой. — Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2020. — 64 с. ISBN 978-5-4312-0786-0
Конспект занятия «Виды чтения»