ВЫПУСК 8

Образование 2020-2030: будущее наступило вчера

Ценностно-мотивационные установки как основа формирования профессиональных компетенций

91
Автор: Козлова Светлана Александровна, преподаватель ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»
Категория: Топ публикации

Аннотация. В данной статье рассматривается необходимость смены курса при обучении на педагогических специальностях с передачи готовых знаний на формирование системы ценностных установок.

Ключевые слова: ценности, аксиологический подход, аксиологизация содержания, ценностная установка, ценностные ориентации, будущие педагоги.

В современном образовании индивидуальность представляет высшую ценность человека. Формирующаяся более века педагогическая система ставит вопрос о развитии профессиональных ценностей будущего педагога важнейшей задачей профессиональной подготовки. Привычная передача готовых знаний «мелового периода» утрачивает свою актуальность.

Вопрос формирования системы профессиональных ценностей в системе педагогического образования требует значительного углубления в проблему, так как этот процесс очень сложный и происходит под влиянием на личность факторов субъективной и объективной действительности, а также воспитания «на перспективу» в рамках образовательного процесса.

Рассмотрим личностно-ориентированные педагогические технологии воздействия и взаимодействия как модели, направленные на развитие профессиональной уникальности, творческой индивидуальности и системы профессиональных ценностей. В своем поиске мы ставим задачу найти универсальный набор практической деятельности, учебного и воспитательного материала, направленного на формирование личных качеств обучающихся в организации профессиональной подготовки к работе с детьми.

Суть формирования системы профессиональных ценностей, заключается не в формировании самой личности с заведомо заданными качествами, а в создании необходимых педагогических условий, обеспечивающих развитие, саморазвитие, воспитание, самовоспитание будущего педагога. Исследования по данному направлению проводились такими учеными и педагогами, как Н.А.Томинин, Е.Л. Яковлева, А.А. Бодалев, Н.М., Борытко, В.А. Сластенин, Н.Е., Щуркова, Ш.Н. Абенова, К.С. Абдульханова-Славская, Г.А. Арутюнова, А.К. Маркова, которые рассматривают формирование системы профессиональных ценностей в различных сферах и уровнях образовательной среды, учитывают специфику профессиональной деятельности будущего педагога.

На основе теоретического анализа литературы и изучения современного состояния образования по данной проблематике, собственного опыта преподавательской и методической работы были выявлены противоречия между новым типом деятельности современных педагогов и реальной практической подготовкой в системе профессионального обучения будущих педагогических кадров [2].

Система ценностей формируется через содержание обучения будущих педагогов, раскрывается как личностный, когнитивный и деятельностный аспект подготовки будущего специалиста образования.

Когнитивный аспект процесса развития системы профценностей предполагает включение в содержание педагогических дисциплин знания о базовых профессиональных и личностных ценностях, их структуре, уровне значимости для личностного и профессионального роста, о профессионально важных качествах как высшей цели профессиональной подготовки, образования/самообразования, развития/саморазвития, воспитания/самовоспитания. Планирование учебного процесса и внедрение в него системы работы по формированию профессионально-ценностного компонента личности должно идти в совокупности с работой про формирование общечеловеческих ценностей и работать на перспективу обучения.

Личностная ориентация предполагает реализацию профессионального потенциала личности будущего педагога с целью формирования важных ценностных отношений, значимых для выбранной специальности. Профессиональная подготовка в системе среднего профессионального образования призвана мотивировать обучающихся к личностному и профессиональному росту и развитию, самоактуализации полученных знаний, а также создавать условия для освоения не только стандартных ЗУН, но и ценностей, которые необходимы для их эффективной профессиональной деятельности, так как это еще и создает конкурентоспособные кадры. 

Как справедливо отмечают разработчики педагогической аксиологии В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова, образовательный вектор поддерживается потребностями не только человека, но и системы его профессиональных ориентаций. Потребности ориентируют человека на конкретную деятельность, а ценности управляют всей его жизнью, в том числе профессиональным развитием.

Данное утверждение позволяет сделать вывод о том, что ценности управляют всей образовательной и воспитательной деятельностью в процессе профессиональной подготовки, определяют ее вектор, уровень результативности, а также являются фактором быстрой и успешной адаптации в профессии, становления как квалифицированного специалиста и формирования индивидуального стиля педагогической деятельности [4].

На данный момент, актуальной проблемой современной профессиональной подготовки, по крайней мере на уровне СПО, как нам видится, является пересмотр части содержания образования, а точнее его воспитательно-ценностная составляющая, то есть аксиологизация. Аксиологизацию части содержания процесса образования в направлении именно профессиональной подготовки будущего педагога можно рассматривать как ценностно-личностную составляющую. А значит пересмотреть содержание в части формирования профессионально значимых ценностных установок.

Сформированный личностный профиль предполагает реализацию профессионального потенциала будущего педагога с целью установления значимых базовых ценностей, предъявляемых требованиями выбранной специальности. Анализ литературных источников показывает, что проблема состоит в выявлении исключительно педагогических ценностей, их структуре, классификации и значении для будущей профессиональной деятельности. Однако современный социокультурный аспект требует постоянного исследования и актуализации выбранных направлений, изменяющихся социальных и социокультурных процессов, социальных потребностей, образовательных ценностей.

Деятельностную составляющую аксиологизации содержания всего процесса образования необходимо рассматривать исходя из максимального единства деятельностного и содержательного компонентов. Результаты наших исследований подтверждают, что наиболее эффективным средством формирования ценностных установок и ориентаций студентов педагогических специальностей, развития их профессиональных компетенций является погружение в реальную практическую среду, где реализуются те же подходы, методы, принципы и технологии, что и в теоретической части обучения в процессе учебных занятий в аудиториях. Значит, можно прогнозировать усовершенствование всего образовательного процесса в системе профессионального образования, выстраивание его на основе системы ценностных ориентиров и установок, всего многообразия педагогических средств, которые актуальны для будущей профессиональной деятельности студентов педагогических специальностей.

Приведем примеры наиболее эффективного опыта в этой области — он состоит из следующих компонентов – в содержание вводятся проблемные педагогические задачи, кейсовые ситуации, насыщается образовательный процесс с учетом не только базовых профессиональных ценностей, но и мероприятий по повышению престижа педагогических профессий. Основной элемент – это активная производственная практика на протяжении всего срока обучения. Важно отметить, что успешно зарекомендовал себя опыт по симбиозу концентрированной и производственной практик.

Теперь становится ясно, что аспект подготовки будущих педагогов в системе среднего профессионального образования должен включать реальные ситуации профессиональной деятельности, позволяющие воссоздать различные условия и ситуации, возможные в профессиональной среде. Это гарантирует, что акцент будет снят с усвоения студентами теоретических знаний, стандартных моральных ценностей, которые часто отличаются от ситуаций в практической деятельности. Следует отметить, что в контексте обозначенной нами проблемы любой опыт профессионального поведения следует рассматривать не только как сформированный поведенческий ритуал, включающий педагогические умения, но и как опыт «проживания» педагогических ценностей, для осознания их значимости. В связи с этим особое значение приобретает проектирование содержания образовательного процесса в виде системы проблемных ситуаций, пополнение его ценностным контекстом, проведение его анализа и осознание важности психолого-педагогических знаний, а также других дисциплин. В ситуациях, когда содержание образовательного процесса аксиоматизировано, наиболее важно в образовательном процессе использовать приемы, педагогические инструменты, современные технологии, в том числе интерактивные, которые будут позволять обучающимся накапливать личностно-ценностный опыт, чтобы иметь возможность переносить усвоенные системы ценностей в будущую профессиональную деятельность. Используемые методы и приемы призваны создать такую образовательную среду, в которой студент не только получит профессиональные знания и некоторый опыт, но и будет смотивирован к дальнейшему личностному и профессиональному развитию [3]. Данное положение предусматривает активное вовлечение обучающихся в процесс самореализации, развития личностных и профессиональных качеств. А.В. Кирьякова утверждает, что усвоенные обучающимися системы ценностей и ценностных ориентаций создает творчески самореализующуюся личность с потребностью к развитию своего профессионального потенциала. [1]. Все это возможно при четкой и правильно организованной системе аксиосопровождения на этапе профессиональной подготовки педагогических кадров.

Библиографический список

1. Аксиология образования. Фундаментальные исследования в педагогике [Текст] : монография / под науч. ред. А. В. Кирьяковой. – М.: Дом педагогики, 2008. – 578 с.

2. Лихачёва Елена Андреевна «Особенности ценностно-смысловых установок к воспитательной деятельности у будущих педагогов» // Психология. Психофизиология. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-tsennostno-smyslovyh-ustanovok-k-vospitatelnoy-deyatelnosti-u-buduschih-pedagogov (дата обращения: 05.10.2022).

3. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие / под ред. И. Ю. Кулагиной. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 480 с.

4. Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию [Текст] : учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. – М.: Академия, 2003. – 192 с.

5. Узнадзе, Д.Н. Философия. Психология. Педагогика: наука о психической жизни / под ред. И.В. Имедадзе, Р.Т. Сакварелидзе.– М.: Смысл, 2014. – 367 с.

Ценностно-мотивационные установки как основа формирования профессиональных компетенций