Категория: В помощь молодому педагогу
Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс в начальной школе
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), особая роль отводится формированию у учащихся культуры здорового и безопасного образа жизни, в связи с чем указывается на важность воспитания у детей бережного и ценностного отношения к собственному здоровью как фактору, который способствует всестороннему развитию подрастающего поколения. За время обучения в начальной школе у большинства учащихся показатели здоровья существенно снижаются. В качестве основных причин такого положения вещей обычно называют недостаток физической активности и общую организацию обучения. Очевидно, что источниками отрицательного воздействия на здоровье учащихся являются не только и внешние по отношению к учебному процессу факторы, но и сам учебный процесс, включая его содержание, формы организации деятельности и способы обучения.
Цель исследования: определить педагогические условия использования здоровьесберегающих технологий в начальных классах и доказать их эффективность.
Методы исследования: 1) анализ психолого-педагогической литературы; 2) наблюдение, беседа; 3) анализ проведенных методик.
Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики следующие:
1. Построение урока должно быть основано с учетом закономерностей учебно-воспитательного процесса и использованием последних достижений передовой педагогической практики, предполагающих решение задач здоровьесбережения.
2. Реализация на уроках как общедидактических, так и специфических принципов и методов в оптимальном соотношении.
3. Обеспечение условий, необходимых для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом состояния их здоровья, особенностей развития, потребностей, наклонностей и интересов.
4. Установление межпредметных связей, которые осознаются учащимися, осуществление связей с ранее изученными знаниями и полученными умениями.
5. Активизация развития всех сфер личности детей.
6. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательного процесса.
7. Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (подвижных игр, физкультминуток и т.д.).
8. Формирование практически необходимых универсальных учебных действий.
9. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий.
10. Формирование умения учиться, заботясь о своём здоровье.
11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и контроль каждого урока с учётом особенностей развития учащихся
Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс начальной школы предполагает использование следующих принципов:
— принцип «Не навреди!». Должны учитываться индивидуальные особенности каждого ученика в конкретных условиях;
— принцип сознательности. Формирование у школьников глубокого понимания и устойчивого интереса;
— принцип последовательности и систематичности проявляется во взаимосвязи знаний, умений и навыков. Система подготовленных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала;
— принцип повторения ЗУН является одним из важнейших. В результате многократного повторения формируются динамические стереотипы;
— принцип постепенности очень важен для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования учащихся. Предполагает преемственность ступеней обучения;
— принцип доступности и индивидуализации. Опираясь на индивидуальные особенности школьников, следует всесторонне развивать каждого учащегося, прогнозировать и планировать его развитие;
— принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей школьников является фундаментом для формирования ЗУН, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий;
— принцип наглядности предполагает построение процесса обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания;
— принцип активности означает высокую степень подвижности, инициативы, самостоятельности и творчества учащихся;
— принцип оздоровительной направленности направлен на решение задач укрепления здоровья детей в процессе обучения;
— принцип формирования ответственности у школьников за свое здоровье и здоровье окружающих людей;
— принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению учащихся;
— принцип гармоничного и всестороннего развития личности. Направлен на развитие психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее развитие личности учащегося.
Для определения уровня первичных знаний учащихся 4 класса МБОУ «Средняя школа №36» г. Дзержинска о здоровье и здоровом образе жизни была использована методика «Знания о здоровье» (автор Ю.В. Вивич), целью которой является изучение уровня знаний младших школьников о здоровье и ЗОЖ.
Методика «Знания о здоровье» (автор Ю.В. Вивич) Цель: изучить уровень информированности младших школьников о здоровье и ЗОЖ. Организация: учащимся предлагается ответить на вопросы анкеты, отметив знаком «+» те варианты ответов, которые, по их мнению, являются наиболее точными (один, несколько или все).
1. Что такое здоровье? а) отсутствие болезней; б) способность работать долгое время без усталости; в) стремление быть лучше всех; г) хорошее настроение;
2. Почему важно соблюдать режим дня? а) чтобы все успевать; б) чтобы быть здоровым; в) чтобы меньше уставать; г) чтобы не ругали родители;
3. Какие из перечисленных правил являются правилами личной гигиены? а) мыть руки, вернувшись с улицы, после посещения туалета, перед едой; б) чистить зубы два раза в день; в) своевременно подстригать ногти; г) следить за порядком в доме;
4. Для чего нужно закаляться? а) чтобы укрепить здоровье; б) чтобы все завидовали; в) чтобы не боятся холода и жары; г) чтобы тренировать силу воли;
5. Что значит «питаться правильно»? а) есть все, что нравится; б) есть в одно и то же время; в) есть не менее 4 раз в день; г) есть полезную для здоровья пищу;
6. Почему нужно больше двигаться? а) чтобы быть выносливым, ловким; б) чтобы быть быстрее всех; в) чтобы хорошо себя чувствовать; г) чтобы не болеть;
Обработка данных: за выбор правильного варианта ответа на вопрос (кроме вариантов 1в, 2г, 3г, 4б, 5а, 6б) учащиеся получают 1 балл. Сумма набранных баллов характеризует уровень знаний о ЗОЖ.
0 — 4 балла – низкий уровень. Слабая ориентировка в вопросах сохранения и поддержания здоровья, знания отрывочные и бессистемные.
5 — 9 баллов – средний уровень. Знания о здоровье и ЗОЖ фрагментарны, ответы недостаточно осознанные и полные. Система знаний отсутствует.
10 — 14 баллов – приемлемый уровень. Хорошая ориентировка в вопросах сферы здравосозидания. Знания достаточно полные, осознанные и систематизированные.
15 — 18 баллов – высокий уровень. Необходимый объем и глубина знаний и представлений о ЗОЖ и здоровье. Суждения о принципах и сущности здоровьесбережения точны и приведены в систему.
Кроме того, для изучения ценностных установок и жизненных приоритетов по вопросам здоровья была выбрана методика «Индекс отношения к здоровью» (авторы С. Дерябо и В. Ясвина) Цель: исследование ценностных установок и жизненных приоритетов школьников по вопросам здоровья. Инструкция: обучающиеся определяют степень значимости (важности) для них различных составляющих (жизненных ценностей). Для этого нужно выбрать самую важную, с их точки зрения, ценность из предлагаемого списка: — хорошие вещи, материальное благополучие; — общение с природой; — общение с друзьями и другими окружающими людьми; — любовь и семейная жизнь; — здоровье, здоровый образ жизни; — труд (профессия, учёба, интересная работа); — духовность (нравственность, саморазвитие)
Результаты диагностики по методике «Знания о здоровье»
Высокий уровень 2 чел. (8,7%)
Приемлемый уровень 5 чел. (21,7%)
Средний уровень 7 чел. (30,4%)
Низкий уровень 9 чел. (39,1%)
Результаты диагностики по методике «Индекс отношения к здоровью»
1. Хорошие вещи, материальное благополучие 12 чел. (52,2%)
2. Общение с природой 2 чел. (8,7%)
3. Общение с друзьями и другими окружающими людьми 4 чел (17,4%)
4. Любовь и семейная жизнь 1 чел. (4,3%)
5. Здоровье, здоровый образ жизни 2 чел. (8,7%)
6. Труд (профессия, учёба, интересная работа) 2 чел. (8,7%)
Выводы:
Проведенная диагностика показала, что уровень первичных знаний учащихся 4 класса о здоровье и здоровом образе жизни довольно низок, а здоровье и здоровый образ жизни являются наиболее важной ценностью для очень малого количества младших школьников. Следовательно, необходимо проводить профилактическую работу с использованием здоровьесберегающих технологий на всех уроках, искать их резервы и во внеурочной деятельности.
Здоровьесберегающие технологии представляют собой систему мер, включающую взаимодействие и взаимосвязь всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья учащихся на всех этапах их обучения и развития. Целью здоровьесберегающих образовательных технологий является обеспечение учащимся возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у них необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, обучение использованию полученных знаний в повседневной жизни.
Библиография:
- Акимова, Л.А. Использование здоровьесберегающих технологий в образовании [Текст] / Л.А. Акимова. — Оренбург: ОГПУ, 2016 — 158 с.
- Вивич, Ю.В. Диагностики и методики для выявления отношения младшего школьника к ЗОЖ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obrazzhizni/2016/05/17/diagnostiki-i-metodiki-dlya-vyyavleniya [Дата обращения: 09.03.2020 18:31:24]
- Дерябо, С. Методика «Индекс отношения к здоровью» / С. Дерябо, В. Ясвина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.docme.ru/doc/1098555/ [Дата обращения: 10.03.2020 21:14:51].
- Надеева, М.С. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] / М.С. Надеева // Эксперимент и инновации в школе. – 2012. — №1. – С. 14 – 17.