ВЫПУСК 8

Образование 2020-2030: будущее наступило вчера

Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс в начальной школе

144
Автор: Политова Марина Валерьевна, преподаватель ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Категория: В помощь молодому педагогу

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), особая роль отводится формированию у учащихся культуры здорового и безопасного образа жизни, в связи с чем указывается на важность воспитания у детей бережного и ценностного отношения к собственному здоровью как фактору, который способствует всестороннему развитию подрастающего поколения. За время обучения в начальной школе у большинства учащихся показатели здоровья существенно снижаются. В качестве основных причин такого положения вещей обычно называют недостаток физической активности и общую организацию обучения. Очевидно, что источниками отрицательного воздействия на здоровье учащихся являются не только и внешние по отношению к учебному процессу факторы, но и сам учебный процесс, включая его содержание, формы организации деятельности и способы обучения.

Цель исследования: определить педагогические условия использования здоровьесберегающих технологий в начальных классах и доказать их эффективность.

Методы исследования: 1) анализ психолого-педагогической литературы; 2) наблюдение, беседа; 3) анализ проведенных методик.

 Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики следующие:

1. Построение урока должно быть основано с учетом закономерностей учебно-воспитательного процесса и использованием последних достижений передовой педагогической практики, предполагающих решение задач здоровьесбережения.

2. Реализация на уроках как общедидактических, так и специфических принципов и методов в оптимальном соотношении.

3. Обеспечение условий, необходимых для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом состояния их здоровья, особенностей развития, потребностей, наклонностей и интересов.

4. Установление межпредметных связей, которые осознаются учащимися, осуществление связей с ранее изученными знаниями и полученными умениями.

5. Активизация развития всех сфер личности детей.

6. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательного процесса. 

7. Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (подвижных игр, физкультминуток и т.д.).

8. Формирование практически необходимых универсальных учебных действий.

9. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий.

10. Формирование умения учиться, заботясь о своём здоровье.

11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и контроль каждого урока с учётом особенностей развития учащихся

Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс начальной школы предполагает использование следующих принципов:

 — принцип «Не навреди!». Должны учитываться индивидуальные особенности каждого ученика в конкретных условиях;

 — принцип сознательности. Формирование у школьников глубокого понимания и устойчивого интереса;

— принцип последовательности и систематичности проявляется во взаимосвязи знаний, умений и навыков. Система подготовленных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала;

— принцип повторения ЗУН является одним из важнейших. В результате многократного повторения формируются динамические стереотипы;

— принцип постепенности очень важен для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования учащихся. Предполагает преемственность ступеней обучения;

— принцип доступности и индивидуализации. Опираясь на индивидуальные особенности школьников, следует всесторонне развивать каждого учащегося, прогнозировать и планировать его развитие;   

— принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей школьников является фундаментом для формирования ЗУН, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий;

— принцип наглядности предполагает построение процесса обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания;

 — принцип активности означает высокую степень подвижности, инициативы, самостоятельности и творчества учащихся;

— принцип оздоровительной направленности направлен на решение задач укрепления здоровья детей в процессе обучения;

— принцип формирования ответственности у школьников за свое здоровье и здоровье окружающих людей;

— принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению учащихся;

— принцип гармоничного и всестороннего развития личности. Направлен на развитие психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее развитие личности учащегося.

 Для определения уровня первичных знаний учащихся 4 класса МБОУ «Средняя школа №36» г. Дзержинска о здоровье и здоровом образе жизни была использована методика «Знания о здоровье» (автор Ю.В. Вивич), целью которой является изучение уровня знаний младших школьников о здоровье и ЗОЖ.

Методика «Знания о здоровье» (автор Ю.В. Вивич) Цель: изучить уровень информированности младших школьников о здоровье и ЗОЖ. Организация: учащимся предлагается ответить на вопросы анкеты, отметив знаком «+» те варианты ответов, которые, по их мнению, являются наиболее точными (один, несколько или все).

1. Что такое здоровье? а) отсутствие болезней; б) способность работать долгое время без усталости; в) стремление быть лучше всех; г) хорошее настроение;

2. Почему важно соблюдать режим дня? а) чтобы все успевать; б) чтобы быть здоровым; в) чтобы меньше уставать; г) чтобы не ругали родители;

3. Какие из перечисленных правил являются правилами личной гигиены? а) мыть руки, вернувшись с улицы, после посещения туалета, перед едой; б) чистить зубы два раза в день; в) своевременно подстригать ногти; г) следить за порядком в доме;

4. Для чего нужно закаляться? а) чтобы укрепить здоровье; б) чтобы все завидовали; в) чтобы не боятся холода и жары; г) чтобы тренировать силу воли;

5. Что значит «питаться правильно»? а) есть все, что нравится; б) есть в одно и то же время; в) есть не менее 4 раз в день; г) есть полезную для здоровья пищу;

6. Почему нужно больше двигаться? а) чтобы быть выносливым, ловким; б) чтобы быть быстрее всех; в) чтобы хорошо себя чувствовать; г) чтобы не болеть;

Обработка данных: за выбор правильного варианта ответа на вопрос (кроме вариантов 1в, 2г, 3г, 4б, 5а, 6б) учащиеся получают 1 балл. Сумма набранных баллов характеризует уровень знаний о ЗОЖ.

0 — 4 балла – низкий уровень. Слабая ориентировка в вопросах сохранения и поддержания здоровья, знания отрывочные и бессистемные.

5 — 9 баллов – средний уровень. Знания о здоровье и ЗОЖ фрагментарны, ответы недостаточно осознанные и полные. Система знаний отсутствует.

10 — 14 баллов – приемлемый уровень. Хорошая ориентировка в вопросах сферы здравосозидания. Знания достаточно полные, осознанные и систематизированные.

15 — 18 баллов – высокий уровень. Необходимый объем и глубина знаний и представлений о ЗОЖ и здоровье. Суждения о принципах и сущности здоровьесбережения точны и приведены в систему.

    Кроме того, для изучения ценностных установок и жизненных приоритетов по вопросам здоровья была выбрана методика «Индекс отношения к здоровью» (авторы С. Дерябо и В. Ясвина) Цель: исследование ценностных установок и жизненных приоритетов школьников по вопросам здоровья. Инструкция: обучающиеся определяют степень значимости (важности) для них различных составляющих (жизненных ценностей). Для этого нужно выбрать самую важную, с их точки зрения, ценность из предлагаемого списка: — хорошие вещи, материальное благополучие; — общение с природой; — общение с друзьями и другими окружающими людьми; — любовь и семейная жизнь; — здоровье, здоровый образ жизни; — труд (профессия, учёба, интересная работа); — духовность (нравственность, саморазвитие)

Результаты диагностики по методике «Знания о здоровье»   

Высокий уровень 2 чел. (8,7%)  

Приемлемый уровень 5 чел. (21,7%)  

Средний уровень 7 чел. (30,4%)

Низкий уровень 9 чел. (39,1%)  

Результаты диагностики по методике «Индекс отношения к здоровью»

1. Хорошие вещи, материальное благополучие 12 чел. (52,2%)   

2. Общение с природой 2 чел. (8,7%)   

3. Общение с друзьями и другими окружающими людьми 4 чел (17,4%)   

4. Любовь и семейная жизнь 1 чел. (4,3%)   

5. Здоровье, здоровый образ жизни 2 чел. (8,7%)   

6. Труд (профессия, учёба, интересная работа) 2 чел. (8,7%)  

Выводы:

Проведенная диагностика показала, что уровень первичных знаний учащихся 4 класса о здоровье и здоровом образе жизни довольно низок, а здоровье и здоровый образ жизни являются наиболее важной ценностью для очень малого количества младших школьников. Следовательно, необходимо проводить профилактическую работу с использованием здоровьесберегающих технологий на всех уроках, искать их резервы и во внеурочной деятельности.

Здоровьесберегающие технологии представляют собой систему мер, включающую взаимодействие и взаимосвязь всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья учащихся на всех этапах их обучения и развития. Целью здоровьесберегающих образовательных технологий является обеспечение учащимся возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у них необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, обучение использованию полученных знаний в повседневной жизни.

Библиография:

  1. Акимова, Л.А. Использование здоровьесберегающих технологий в образовании [Текст] / Л.А. Акимова. — Оренбург: ОГПУ, 2016 — 158 с.
  2. Вивич, Ю.В. Диагностики и методики для выявления отношения младшего школьника к ЗОЖ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obrazzhizni/2016/05/17/diagnostiki-i-metodiki-dlya-vyyavleniya [Дата обращения: 09.03.2020 18:31:24]
  3. Дерябо, С. Методика «Индекс отношения к здоровью» / С. Дерябо, В. Ясвина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.docme.ru/doc/1098555/ [Дата обращения: 10.03.2020 21:14:51].
  4. Надеева, М.С. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] / М.С. Надеева // Эксперимент и инновации в школе. – 2012. — №1. – С. 14 – 17.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс в начальной школе