Категория: Всесторонее развитие личности
Интегрированное учебное занятие по биологии «Модификационная изменчивость. Норма реакции»
Интегрированные уроки – эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении вопросов, требующих синтеза знаний разных наук [4]. Использование межпредметного интегрирования способствует целостному восприятию мира и формированию естественнонаучного мировоззрения учащихся, метапредметных умений, а также гибких компетенций (soft skills). Обучающиеся не всегда могут применить знания одной из дисциплин к знаниям другой. С другой стороны, не следует объединять все дисциплины в одно целое, так как они теряют свою индивидуальность. Интегрированные уроки рекомендуется давать периодически, чтобы ученики увидели взаимосвязь между учебными дисциплинами и поняли, что знания в одной дисциплине облегчают понимание процессов, изучаемых в других областях. Эти уроки эффективны независимо от того, изучают ли ученики новый или обобщают уже пройденный материал [5].
Интеграция представляет собой объединение частей в целое, но не механическое, а взаимопроникновение, взаимодействие. На интегрированных уроках осуществляется синтез знаний различных дисциплин, в результате чего формируется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким, углубленным взаимопроникновением этих знаний. При подготовке и проведении интегрированного урока учитель должен учитывать, что интегрированный урок должен иметь четко сформулированную учебно-познавательную задачу, для решения которой необходимо привлечение знаний из других предметов; на таком уроке должны быть обеспечены высокая активность и интерес учащихся [6, с.243].
Выделяют следующие формы интегрированных уроков:
1. Интегрированный урок:
А) на базе одной дисциплины, другая же дисциплина выступает в роли вспомогательной;
Б) уроки, в которых вклад дисциплин из одной образовательной области одинаков.
2. Бинарный урок – урок, в котором участвуют несколько, обычно двое учителей, ведущих разные предметы, что позволяет показать их взаимосвязь.
3. Урок с использованием межпредметных связей (фрагментарные, узловые, синтезированные):
А) проведение урока двумя или более учителями разных дисциплин;
Б) одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам. В урок эпизодически включается материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность предмета со своими целями, задачами, программой. В целом сохраняется структура урока.
4. Отдельные уроки на основе интеграции [2].
Учебное занятие по теме «Модификационная изменчивость. Норма реакции» проводится в форме практической работы для закрепления полученных знаний по теме «Виды изменчивости». Модификационная изменчивость – это изменение фенотипа под действием условий окружающей среды, происходящее без изменения генотипа. Возникающие в этом случае изменения признаков называют модификациями. Пределы вариант модификаций образуют норму реакции [3]. При изучении модификационной изменчивости студенты собирают статистические данные вариант признака и составляют вариационный ряд, в котором данные располагаются по возрастанию показателя изучаемого признака.
В 1835 году математиком Л. Кетле было отмечено, что в вариационном ряду существует закономерность: большинство особей имеют величину признака, равную средней или близкую к ней. Студентам предлагается проверить на практике это утверждение.
На основании вариационного ряда строится вариационная кривая – графическое отображение частоты встречаемости каждой варианты признака [1].
Поскольку практическое закрепление связано со сбором и обработкой статистических данных, построением вариационной кривой, то для этой цели удобно воспользоваться возможностями электронной таблицы Excel. Занятие проводится в кабинете информатики и информационных технологий при участии преподавателя информатики.
Цель занятия: показать статистические закономерности изменчивости количественных признаков на примере использования математических методов в биологии, выработать умение строить вариационный ряд и график изменчивости признака. Закрепить навыки работы с массивами данных в MS Excel.
Оборудование: линейки для измерения, листы белой бумаги, компьютеры
Материал для исследования: раздаточный материал – натуральные объекты (засушенные листья лавра благородного, клубни картофеля, корнеплоды моркови), статистический материал – данные о размере обуви 25 и более человек.
Время выполнения работы: 90 минут, очно, в аудитории.
Форма работы: индивидуальная, в парах.
Ход работы
1. Сбор статистических данных и начало оформления электронного отчета
Студентыизмеряют длину листьев (от 50 до 100 штук) лавра, размер корнеплодов, проводят опрос по размерам ног. На листе Excel оформляется сводная таблица полученных данных (Рабочий стол/правая кнопка мыши/создать лист Excel). Заголовок таблицы оформляется функцией «объединить и поместить в центре».
2. Определение нормы реакции признака
На основе полученных данных студенты определяют норму реакции исследуемых объектов с помощью функций МИН/МАКС.
Для этого выделяется диапазон данных в таблице и выбирается соответствующая функция по пути Формулы/другие функции/статистические (рисунок 1).
3. Построение вариационной кривой
Студенты строят вариационную кривую изменчивости признака с помощью функции «Вставка/график». Для этого выделяется строка с частотой вариант (количество). Редактирование осей графика производится с помощью функции «Макет», «Конструктор диаграмм» и «Формат» (правая кнопка мыши на нужной области графика) (рисунок 2). Графики строятся для всех проведенных статистических исследований и оформляются в соответствии с заданием: в области построения должны быть указаны числовые данные измерений, а среднее значение соответствовать максимальному числу вариант в таблице.
4. Расчет среднего значения признака
Для этого студенты определяют общее число вариант по формуле СУММ. Выделяется диапазон данных количества листьев/размера ног, в адресной строке прописывается формула СУММ (диапазон) (рисунок 3).
Среднее значение признака определяется путем деления суммы значений всех вариант на количество вариант (рисунок 4,5). Для этого в строку формул вручную прописывается формула, либо применяется функция СУММПРОИЗВЕД.
5. Ответы на контрольные вопросы, оформление отчета
Студентам предлагается ответить на контрольные вопросы и оформить отчет в соответствии с требованиями:
- шрифт Times New Roman, 12 кегль в таблицах и графиках
- расчет по формулам
- отсутствие или минимальная погрешность между расчетами и графиком
- отчет должен быть подписан и помещен либо в папку группы, либо размещен в электронном практикуме преподавателя с помощью Google Диска
- наличие ответов на контрольные вопросы
Готовый отчет размещается в рабочей папке группы на рабочем столе закрепленного компьютера, либо размещается на Google Диске.
Заключение
Таким образом, с помощью интеграции двух дисциплин были достигнуты следующие цели:
- изучение темы основной дисциплины (биология) с практической точки зрения
- повторение темы вспомогательной дисциплины (информатика)
- разработаны методические указания по проведению ПР
- продолжено формирование метапредметных компетенций
ЛИТЕРАТУРА
- Комиссаров Б.Д. Самостоятельные и лабораторные работы по общей биологии : [Учеб. пособие] / Б. Д. Комиссаров. — М. : Высш. шк., 1988. — 141 с. : ил.
- Лакоценина Т.П. Современный урок. Интегрированные уроки. – Ростов-на-Дону.: Учитель, 2008
- Паршутина Л.А. Естествознание (биология) М.: Издательский центр «Академия», 2020, — 352 с.: ил.
- Селиванова И. В. Реализация интегрированного подхода в обучении биологии – Открытый урок 1 сентября, 2012
- Федоров А.В. Межпредметная интеграция на уроках как способ формирования естественнонаучного мировоззрения учащихся. Методическое пособие ФГКОУ Московский кадетский корпус Пансион воспитанниц МО РФ – 2014
- Федорова В.Н. Межпредметные связи. Использование межпредметных связей в системе формирования информационной культуры школьников / В.Н.Федорова, Д.М. Кирюшкин — М.: 2008, — с.243