ВЫПУСК 8

Образование 2020-2030: будущее наступило вчера

Интеллектуально-творческая игровая программа «Поколение NEXT» /из опыта проведения Дня открытых дверей в ГБПОУ НСТ

30
Автор: Якунина Елена Евгеньевна, преподаватель ГБПОУ "Нижегородский строительный техникум"
Категория: Вопросы профориентации

«Путей несчетное количество, а выбрать нужно только свой»

Живая профориентация учащихся – это разговор глубокий. С заходом в ценности, в желания человека, с учетом интересов. Большой популярностью у молодежи пользуются игры, интеллектуально-творческие игровые программы, позволяющие в ненавязчивой форме дать информацию о различных профессиях. Такие программы и игры помогают активизировать процесс самоопределения и расширяют представление о различных сферах труда.

Опыт, полученный в игре, может оказаться даже более продуктивным в сравнении с приобретенным в профессиональной деятельности. Это происходит по нескольким причинам. Деловые игры позволяют увеличить масштаб охвата действительности, наглядно представляют последствия принятых решений, дают возможность проверить альтернативные решения. Информация, которой пользуется человек в реальности, неполная, неточная. В игре ему предоставляется хотя и неполная, но точная информация, что повышает доверие к полученным результатам и стимулирует процесс принятия ответственности.

 Но главное в игре – это радикальное сокращение времени накопления опыта; возможность повернуть ход событий, попробовать другую стратегию в отличие от реальных условий жизни. Конструктивными элементами деловой игры являются моделирование реальности, конфликт, активность участников, общение, решение поставленных проблем.

Таким образом, внедрение деловых игр в профориентационный процесс наиболее эффективно для формирования у учащихся способности выбирать сферу деятельности, оптимально соответствующую своим способностям, интересам и психологическим особенностям личности с учетом конъюнктуры рынка труда, прививая интерес к различным видам деятельности, задуматься о своем профессиональном будущем.

Для того чтобы школьник не ошибся в выборе профессии, 30 марта 2022 года на базе нашего техникума было проведено мероприятие «День открытых дверейв ГБПОУ НСТ «Поколение NEXT».

Для привлечения обучающихся к проведению дня открытых дверей проводится агитационная работа в общеобразовательных школах, школах интернатного типа, СМИ, досках объявлений: заранее сообщается о месте и времени проведения.

Социальными партнерами Дня открытых дверей традиционно стали:

— ООО «Фирма «СС-Проект»;

— Некоммерческое партнерство «Национальная ассоциация организаций ЖКХ»;

— ООО «Ресторанная ассамблея»;

— Ассоциация «Отделение нижегородских строителей».

Гостей в фойе техникума встречала волонтерская команда в футболках с логотипом НСТ. Родителям и гостям было предложено в сопровождении дежурных по этажам пройти в актовый зал на пресс-конференцию с участием администрации техникума, юриста, представителей Министерства образования Нижегородской области, представителей работодателей и социальных партнеров. После пресс-конференции родители в свободном режиме могли побеседовать с ведущими специалистами по специальностям.

Школьников волонтеры разбили на команды по 10 человек и до начала игры провели экскурсию по техникуму, знакомя ребят со студенческой жизнью. На протяжении всего мероприятия кураторы групп следили за соблюдением маршрута, регламента, проводили интерактивные игры на формирование командного духа («Снежный ком», «Веревочка» и т.п.), устраивали фото-остановки, знакомили с работой студенческого актива, педагогического отряда «Фишка», с работой кружков.

В 12-00 кураторы предложили поучаствовать в интерактивной игре «Поколение NEXT», в ходе которой ребята будут ознакомлены со всеми ведущими специальностями. После прохождения всей игры ребятам предлагается встретиться у дерева «Пожеланий» и поделиться впечатлениями.

Игра проходила на специально организованном поле 2-2,5 часа, с жесткими правилами, ограничением времени, команды проходили с маршрутным листом по строго определенному маршруту. Места расположения интерактивных площадок были заранее известны. Команды были должны пройти все интерактивные площадки за определенное время (равное для всех) и выполнить предложенные практические задания в рамках мастер-класса. Были организованы 8 интерактивных площадок, где школьники прошли практический мастер- класс:

— на площадке «Строитель» — создавали 3D модели в программе AutoCAD;

— «Монтажник» — опробовали принцип подачи воды на модели домашнего фонтанчика;

— на интерактивной площадке «Архитектор» — превращали плоскость в объем с помощью приемов макетирования;

— на площадке «Гостиничное дело» — комплектовали гостиничный номер люкс и номер третьей категории;

— в рамках знакомства с рабочими профессиями «Мастер сухого строительства» — осваивали приемы работы с декоративной плиткой;

— «Реставратор строительный» — познакомились с принципами работы с лепными изделиями;

— на интерактивной площадке «Геодезист» с настоящими пиратами искали затерянную карту острова сокровищ с помощью геодезических приборов;

— на площадке Психологической поддержки прошли знаменитый тест Климова по выбору профессии на компьютерах.

 На всех интерактивных площадках школьникам было предложено посмотреть видеоролики о специальностях, созданные нашими студентами.  

Мастер-классы проводили студенты-старшекурсники под руководством преподавателей.

В начале игры школьникам было предложено упражнение «Ожидание» — каждый получил «цветочек», на котором записал свои ожидания от игры, от своей работы в ней и прикрепил его на плакат (дерево) «Пожеланий».

В конце игры кураторы раздали каждой команде маленький лист бумаги, вырезанный в виде яблока, где нужно было написать свои впечатления и мысли от проведенного мероприятия.

Так из цветов, которые расцвели на дереве в начале игры, мы собрали урожай «яблоки» —  пожелания и предпочтения школьников. Поблагодарив всех участников за активную, эффективную работу, проявленную заинтересованность, мы выразили уверенность, что гости мероприятия и есть поколение NEXT Нижегородского строительного техникума.

В процессе игры участники получили возможность самостоятельно выбирать и структурировать материал, анализировать полученную информацию, учиться самостоятельно принимать решение, работать в команде. Получили глубокое представление о профессиях и специальностях техникума, что дало учащимся возможность более четко сформировать свой профессиональный выбор. А главным результатом можно считать 406 студентов-первокурсников, 16 групп.

Безусловно, для эффективной организации профильной ориентации необходимо использовать ресурсы социокультурной среды, учреждений профессионального и дополнительного образования, позволяющие раскрыть перед учащимися потенциал внешкольного образовательного пространства, востребованный в старшей профильной школе.

Необходимо тесное сотрудничество общеобразовательных учреждений с учреждениями дополнительного и профессионального образования, отраслевыми предприятиями и организациями, сферой малого, среднего и крупного бизнеса.  А для организации такого пространства необходимо постоянно обмениваться опытом и чаще встречаться.

Список использованных источников

1. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. — Москва: Сфера, 2006. — 118 с.

2. Профориентационные игры. Практикум по профориентационной работе / Составители: З.В. Горбачева, О.Н. Кащеева, Т.Н. Кузьмина, М.Н. Хахунова / Под ред. И.В. Кузнецовой. — Ярославль: Центр «Ресурс», 2004. 104 с.

Перечень ссылок на публикацию информации о мероприятии

1. http://nnst.ru

2. Вконтакте: НСТ: будь в курсе! (группа)

Интеллектуально-творческая игровая программа «Поколение NEXT» /из опыта проведения Дня открытых дверей в ГБПОУ НСТ