Категория: Из опыта работы
Использование деловой игры в формировании профессиональных компетенций
В современном мире активно развивается конкуренция во всех сферах жизни. Большинству студентов в профессиональной деятельности и обычной жизни так или иначе придется столкнуться с ней. Для того чтобы подготовить ребят к этому, была разработана деловая игра, которая помогла бы сформировать профессиональные компетенции. Учащиеся в таких условиях должны были раскрыть свой потенциал, не бояться вступать в дискуссию, активно защищать разработанный проект и доказать, что он лучше, чем проекты конкурентов. Предполагалось, что конкурентная среда повысит интерес учащихся к выполняемой деятельности, и в конечном итоге у студентов появится возможность сравнить свою работу с остальными, увидеть недоработки в своем проекте. Более того, игра предполагает работу не только в конкурентной среде, но и в команде, что приблизило бы студентов к реальным условиям. Также в ней должны присутствовать заказчики, роль которых выполняло бы жюри, и исполнители (студенты). Исполнителей предполагалось разбить на пары, каждые три из которых выполняли общее задание, и, соответственно, конкурирующие между собой.
Деловая игра была применена мною на открытом уроке по профессиональному модулю «Сопровождение и продвижение программного обеспечения отраслевой направленности».
Подробнее рассмотрим визитную карточку урока:
Группа: ПИ-4, специальность 230701 «Прикладная информатика»
Тема занятия: «Сопровождение и продвижение программного обеспечения»
Методическая цель занятия: Организация контроля знаний в форме деловой игры.
Цель: Подведение итогов учебной практики по ПМ «Сопровождение и продвижение программного обеспечения целевой направленности»
Краткая характеристика группы
Студентам 18-21 год. Четвертый курс. У большей части студентов группы наблюдается познавательный интерес, установка на учение. Большинство студентов отличаются ответственностью, имеют потребности в знаниях. У некоторых студентов наблюдается отсутствие интереса к учебе; есть проблемы в навыках учебного труда.
Студенты группы эмоциональны.
Отношения в группе ровные, замкнутых групп нет (имеющиеся микрогруппы пересекаются). Есть студенты, претендующие на роль лидеров, есть признаваемые всеми членами группы студенты.
На основе этой характеристики можно сделать вывод, что в группе возможна реализация исследовательской и проектной деятельности, но на разном уровне для разных студентов. Организация работы в микрогруппах возможна студентами без помощи преподавателя. Тем самым создаются условия для формирования организационно-деятельностных умений студентов.
В связи с этим студентам было предложено выполнить проекты в микрогруппах. Были созданы конкурентные условия, при которых каждые три группы выполняли задания для одного и того же заказчика. Студенты должны были разработать маркетинговую стратегию для заданного заказчика, осуществить презентацию программной продукции, предложить пути ее продвижения, также выявить проблемы совместимости профессионально-ориентированного ПО.
Защита проектов организуется в форме презентации.
Задачи:
Обучающие:
- актуализировать знания по вопросам продвижения программного продукта отраслевой направленности;
- научить учащихся работать в команде и в конкурентной среде;
- проконтролировать уровень знаний по пройденным темам.
Развивающие:
- самостоятельно формулировать, анализировать и прогнозировать решение проблемы;
- осуществлять презентацию своего программного продукта.
Воспитывающие:
- работать в команде, выполнять разные роли и обязанности, признавать различные мнения;
- продолжить воспитывать культуру общения;
Компетенции, формируемые на занятии:
- личностная (формирование устойчивой профессиональной мотивации, установки на сознательное профессиональное творчество);
- социальная коммуникативная (овладение нормами профессионального общения, развитие умений сотрудничества, эмоциональной устойчивости, совершенствование речевых умений и навыков);
- учебно-познавательная (развитие рефлексивных способностей, самооценки познавательной деятельности)
- информационная (умение извлекать необходимую информацию, выделять главное, критически оценивать достоверность полученной информации, владение приемами работы с электронной техникой, элементарными рабочими компьютерными программами; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи и систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности).
Ожидаемый результат: контроль знаний по пройденным темам профессионального модуля «Сопровождение и продвижение программного обеспечения отраслевой направленности, получение опыта работы в конкурентной среде.
Пример выполнения задания студентами
Студенты были поделены на три группы, каждой из которых достался свой заказчик. Были предложены три заказчика, которые распределялись в результате жеребьевки:
- Развивающий детский центр «Малыш»
- Загородный клуб «Берлога»
3) Торговый центр «Салют»
Данная презентация посвящена представлению программного продукта, разработанного для заказчика развивающий центр “Малыш”.
Коротко о заказчике: Развивающий центр “Малыш”
Специализация: предоставление образовательных услуг детям дошкольного возраста и младших классов (1-2 класс).
Имеет собственный центр для проведения занятий.
Перед студентами стояли следующие задачи:
- Определить целевой рынок и установить варианты продвижения компании.
- Создать макет сайта (всех страниц), который будет удовлетворять требованиям заказчика.
- Создать рекламный ролик для продукции в любом графическом редакторе
- Придумать рекламный слоган.
- Придумать рекламный баннер и логотип.
- Определить необходимое для заказчика ПО, отразить его установку и адаптацию в отчете.
Была определена целевая аудитория, на которую будет направлена данная реклама:
- Родители, родственники детей от года до 7 лет.
- Муниципальные учреждения дошкольного образования.
- Частные учреждения дошкольного образования.
Разработаны варианты продвижения продукции компании:
- Реклама на телевидении.
- Расклейка рекламных объявлений по городу.
- Заказ рекламы на транспорте.
- Показательные мероприятия в детских садах и центрах.
- Размещение объявлений об услугах на рекламных сайтах.
- Размещение информации о центре в различных базах.
- Создание рекламного баннера.
- Покупка места для размещения рекламного баннера на популярных сайтах.
- Создание собственного сайта.
Разработан логотип:
Разработан рекламный слоган:
Учиться никогда не рано!
Также был разработан рекламный баннер:
Был разработан макет сайта и представлены некоторые скриншоты страниц:
Было определено и установлено необходимое ПО для заказчика:
- Для работы с текстовыми файлами: MicrosoftWord
- Для работы с графическими файлами: AdobePhotoshop
- Для работы с видео файлами: K-LiteCodecPack, и видео редактор PinnacleStudio
Также был разработан рекламный ролик и проведена защита презентации программного продукта.
Выводы по работе
Мною была проведена деловая игра, которая способствовала формированию профессиональных компетенций у студентов.
Мной было отмечено, что в целом студенты хорошо справились с заданием. Затруднение у исполнителей (студентов) вызвало недостаток информации о характеристиках продукции и услуг, которые предоставляют заказчики. Также хотелось бы отметить, что не все студенты вступали в активную дискуссию в защиту своего программного продукта. Многим студентам достаточно тяжело давалась работа с заказчиками, некоторые испытывали затруднения при защите своего проекта.
Студенты получили опыт работы в конкурентной среде, максимально приближенной к реальным условиям. В завершающей части занятия были подсчитаны баллы и в каждой секции был выбран победитель. Конкуренция внутри групп помогла ребятам лучше осознать и увидеть свои ошибки, сделанные при работе над проектом, дала возможность студентам сравнить свою работу с остальными. Многим студентам конкурентная среда помогла раскрыться, чувствовать себя увереннее, поэтому они с интересом защищали свой проект.
Список использованной литературы
- Гребенюк, О. С. Педагогика индивидуальности : учебник и практикум для вузов / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 410 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09998-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492851 (дата обращения: 20.10.2022).
- Савенков, А. И. Педагогика. Исследовательский подход. В 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для вузов / А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 187 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06821-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491549 (дата обращения: 20.10.2022).
- В.Лобашев und И.Лобашев. Мотивация в процессах профессионального образования. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 552 с.
- Якоб Нильсен. Веб-дизайн. Книга Якоба Нильсена. – М.: Символ-Плюс, 2006. – 512 с.
- Майк Эпплгарт, Эдриэн Гаттридж, Кейт Познер. Работа с клиентами: Интернет и Call-центры. Карманный справочник. – М.: Гиппо, 2004. – 108 с.
Аарон Уолтер.