ВЫПУСК 8

Образование 2020-2030: будущее наступило вчера

Конспект урока на тему: «Петербург Достоевского» (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

44
Автор: Ивашина Марина Александровна, преподаватель ГБПОУ "Нижегородский техникум отраслевых технологий"
Категория: В помощь молодому педагогу

Конспект урока на тему: «Петербург Достоевского» (По роману « Преступление и наказание»)

Планируемые результаты:

1 .Предметные:

Выявить особенности изображения Петербурга Достоевским. Показать, что преступление героя предопределено образом Петербурга – тупика

Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации (по роману «Преступление и наказание»)

Знание содержания произведений русской литературы  19 века, 

Сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения( на примере романа  Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; ( на примере романа  Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

2.Личностные:

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.

Осознающий приоритетную ценность личности человека

Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни

Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности

Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях

3.Метапредметные:

Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности

Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

Владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства

Владение навыками познавательной рефлексии

Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты

Тип урока:

урок изучение нового материала

Вид урока:

Традиционные

Методы и приемы:

проблемный, частично- поисковый,

печатно — словесный

Использованные педагогические технологии:

— элементы технологии  развития критического мышления

— элементы технологии  проблемно-развивающего обучения

Формы работы: коллективная, индивидуальная.

Оборудование:

роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; видеофильм «Преступление и наказание» ;

аудиозапись музыкального произведения : романс  Г Свиридова «Метель»;

 презентации: «Образ Петербурга в русской литературе», «Петербург Достоевского», видеоролик  с  достопримечательностями  Санкт – Петербурга,

ПК учителя; мультимедийный проектор; раздаточный материал.

Ход урока:

1.Организационный моментВведение в тему

На фоне «Метели» Свиридова демонстрируются слайды  с видами современного города
Петербурга и читается отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник». Об этом городе великий поэт А.С.Пушкин сказал так:

…И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

ногою твердой стать при море

…Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво

…ныне там 
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова…

О каком городе идет речь?

-Совершенно верно. Это Петербург. Город, основанный Петром 1 в 1703 году. Красота Петербурга поистине легендарна.Его великолепные памятники, царственные площади  и набережные, его белые ночи навсегда заворожили представителей русского искусства.

Этому городу посвящали свои произведения художники, музыканты и конечно поэты и прозаики.

А Каким он был в 19 веке  ?  

А мы с вами завершили изучение литературы 19 века. Я предлагаю  вспомнить пройденные произведения, в которых есть образ Петербурга.

2.Актуализация знаний

Для русской литературы тема Петербурга традиционна. Многие обращались к этой теме и создали свой образ Петербурга.

Давайте вспомним пройденные произведения .

Вам нужно отгадать автора и произведение  (презентация №1)

Кто автор этих строк и из каких произведений?

презентация «Образ Петербурга в русской литературе»

СЛАЙД №  2

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный…

                                              А.С.Пушкин «Медный всадник

Вывод: Петербург Пушкина- это прекрасный и величественный «град  Петров», символ созидательных сил  России..

Слайд 3

«О, не верьте этому Невскому проспекту!   Все обман, все мечта, все не то, что кажется! . Он лжет во всякое время, этот  Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на  него  и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать  все  не  в настоящем виде.»

                                       Н.В.Гоголь «Невский проспект»

Вывод: Петербург у Гоголя- оборотень с двойным лицом : за парадной красотой скрыта бедная и убогая жизнь. Здесь сходят с ума, трагически ошибаются, просто умирают. Петербург враждебен человеку и порождает страшные и  зловещие фантазии.

Слайд4

Кто-то крикнул швейцару: «Гони! 
Наш не любит оборванной черни!»
И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
…А владелец роскошных палат
Еще сном был глубоким объят…

                              Н.А.Некрасов «Размышления у парадного   подъезда»

Вывод: Н.А. Некрасов в своих стихотворениях рисует прежде всего Петербург, как город социального зла, страданий , несправедливости, где сильные безраздельно властвуют над слабыми

Мы с вами завершили изучение литературы 19 века.

В каком еще произведении   действие происходит в Петербурге.? Кто автор?

Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Посмотрим, каков Петербург Достоевского)

Слайд 5

На протяжении полутора столетий образ города Петербурга менялся, менялись и чувства авторов к этому городу – от восхищения к презрению. Посмотрим сегодня на северную столицу глазами Ф.М. Достоевского. Достоевский написал чуть больше 30 произведений, в 20 из них присутствует  Петербург.  Иногда как фон, чаще как действующее лицо .Писатель считал Петербург «самым фантастическим городом на земле», поэтому неслучайно «самый фантастический роман» был создан на петербургском материале

3.Новый материал

-ИТАК, Сегодня будем знакомиться с Петербургом Достоевского . Перенесемся в мир романа «Преступление и наказание». Пройдем по улицам «самого фантастического города на земле», заглянем в лестничные пролеты и квартиры, послушаем звуки города в котором живут герои романа и составим впечатление о Петербурге, который изображает Достоевский

Презентация «Петербург Достоевского

Запишем тему урока; «Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Запишем проблемный вопрос, на который ответим в конце урока:

Каким Ф.М. Достоевский изображает Петербург в романе «Преступление и наказание» и с какой целью?

Слайд1

Как известно образ города складывается из пейзажных зарисовок, интерьера, сцен уличной жизни. Проведем наблюдение, перелистаем страницы романа, а выводы запишем в таблицу

СЛАЙД 2

-рисуем таблицу

СЛАЙД 3

1)Начнем с пейзажных зарисовок. Перечитаем отрывки с изображением пейзажа, который в романе является фоном повествования и выпишем ключевые слова в первую колонку.

— Нравятся вам эти описания.? Комфортно человеку в этих пейзажных зарисовках?  какие слова повторяются? Какие слова выпишем в таблицу?

О жаре Достоевский говорит 7 раз. И это не случайно.В такой атмосфере может помутиться человеческий разум. Такой пейзаж может толкнуть на преступление.

-Итак , у нас получилась следующая запись-СЛАЙД  4

2)Городской  пейзаж давит на людей, герой задыхается в этом мире, не находит покоя своей измученной душе. Где же спастись от жары , духоты, грязи? Войдем вслед за героями во дворы –колодцы, поднимемся по лестницам, мрачным, грязным. Войдем в комнаты. Возможно , в своем жилище человек  найдет покой, умиротворение, отдых?

Слайды 5,6,7

Что же мы увидим в описаниях интерьеров .Обратимся к тексту. Исследуем комнату Раскольникова, комнату Мармеладовых и комнату Сони и запишем во вторую колонку слова , которыми  автор пользуется при изображении жилища героев

Серые дома, дворы – колодцы, грязные лестницы—   все это   мы встречаем  на страницах романа

Что же мы увидим в описаниях интерьеров .Обратимся к тексту. Исследуем комнату Раскольникова, комнату Мармеладовых и комнату Сони и запишем во вторую колонку слова, которыми  автор пользуется при изображении жилища

Героев

Давайте разделимся на группы :

1 ряд – исследует, в каких условиях живет Раскольников

2 ряд- читает про комнату , в которой живет семья Мармеладовых

3 ряд- читает про комнату Сони. Потом поделимся впечатлениями.

В таблицу запишем выводы.

СЛАЙД 8

-комната Раскольникова стр 23,47

Какие слова выпишем

СЛАЙД 9

-комната Мармеладовых стр 44

Что самое главное отмечает Достоевский при описании комнаты Мармеладовых

СЛАЙД 10

-комната Сони-стр 328

С чем сравнивает? Что выпишем

СЛАЙД 11-что получилось

-Какие чувства испытываем при чтении описаний интерьеров? Уютно человеку в этих комнатах.

Вывод: Убогие тесные комнаты, грязные лестницы- создают атмосферу бедности, холода, безысходности. Такая обстановка угнетает человека, толкает его на безрассудные поступки, приводит в отчаяние.

СЛАЙД 12

Что происходит на улицах города? Какие события ?

Что же вокруг себя видит герой? Посмотрим некоторые сцены уличной жизни. Зачитаем отрывки.

Ваша задача понять , что происходит в отрывке и дать название этим отрывкам . Названия этих эпизодов мы и запишем в таблицу

1)Самоубийство на мосту- стр 186-187

2)Гибель Мармеладова –стр192-193

СЛАЙД 13

А еще можно посмотреть какие запахи и звуки еще встречаются в романе.

-Какими звуками и запахами наполнен Петербург Достоевского?

-часть 1 гл 2

— часть 6, гл3

-часть 2 гл6

Если мы еще добавим эти описания к нашим впечатлениям , то какой же образ города изображен в романе?

4.Закрепление пройденного. Рефлекия

Итак , каков Петербург Достоевского?

  Ответом на этот вопрос станет ваша творческая работа. У ас на столах есть клайстер  «Петербург Достоевского – это город …? Заполните его, Впишите характерные особенности города, который вы увидели в романе «Преступление и наказание» — вписываем прилагательные и глаголы

СЛАЙД 14

Итак Петербург Достоевского – это город…

— на работу вам 8 минут

5. Подведение итогов

Вернемся  к проблемному вопросу, который мы ставили в начале урока.

Каким Ф.М. Достоевский изображает Петербург в романе «Преступление и наказание» и с какой целью?

Озвучим то, что вы написали в своих работах.

Вопросы:

-Петербург Достоевского больше похож на Петербург Пушкина ил Гоголя?

 -Как вы думаете : «Для чего Достоевский изобразил такой город? Что хотел этим сказать?»

Для этого вернемся к роману «Преступление и наказание»

— кто герой?

-какое преступление совершил?

Главный герой Родион Раскольников совершает преступление как он считает – ради спасения человечества, но вместо этого сам стал несчастен.

СЛАЙД 15

Какую роль играет в романе Петербург?

Зачем Достоевский нарисовал именно такой Петербург?

-Запись вывода в тетрадь со слайда

Обший вывод: Город враждебен человеку, теснит, давит его,

 создает впечатление безысходности, толкает на

 скандалы и преступления.

Достоевский был великий гуманист. Всем своим произведением он выступает против насилия и преступления по отношению к другому человеку.

По мнению Достоевского, общество, построенное на слезе хотя бы одного ребенка не может быть счастливым.

В 2021 году  Ф.М.Достоевскому исполнилось 200 лет. Он завещал нам  любить людей.

«Любите людей и тогда все устроится»

6. Домашнее задание

Подготовиться к контрольной работе по разделу «Литература 19 века»

7.Релаксация

А сейчас возвращаемся в современный Петербург из атмосферы мрачного Петербурга Достоевского и любуемся великолепными видами  нашей культурной северной  столицы.

(видеоролик  с  достопримечательностями  Санкт – Петербурга, )

Список литературы:

Меркушев В. Петербург в произведениях поэтов «Золотого» и «Серебряного» века русской литературы , 2017.

Ф.М.Достоевский. Роман в шести частях с эпилогом  «Преступление и наказание» М.: Советская Россия , 1981

Белов С. В. Петербург Достоевского. — СПб.: Алетейя, 2002. — 372 с. 

Лебедев Ю. Роман «Преступление и наказание». Журнал «Литература в школе» 1990, N6, с 2-24.

Конспект урока на тему: «Петербург Достоевского» (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)