Категория: В помощь молодому педагогу
Конспект урока на тему: «Петербург Достоевского» (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
Конспект урока на тему: «Петербург Достоевского» (По роману « Преступление и наказание»)
Планируемые результаты:
1 .Предметные:
Выявить особенности изображения Петербурга Достоевским. Показать, что преступление героя предопределено образом Петербурга – тупика
Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации (по роману «Преступление и наказание»)
Знание содержания произведений русской литературы 19 века,
Сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения( на примере романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; ( на примере романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
2.Личностные:
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
Осознающий приоритетную ценность личности человека
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности
Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях
3.Метапредметные:
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности
Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
Владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства
Владение навыками познавательной рефлексии
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты
Тип урока:
урок изучение нового материала
Вид урока:
Традиционные
Методы и приемы:
проблемный, частично- поисковый,
печатно — словесный
Использованные педагогические технологии:
— элементы технологии развития критического мышления
— элементы технологии проблемно-развивающего обучения
Формы работы: коллективная, индивидуальная.
Оборудование:
роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; видеофильм «Преступление и наказание» ;
аудиозапись музыкального произведения : романс Г Свиридова «Метель»;
презентации: «Образ Петербурга в русской литературе», «Петербург Достоевского», видеоролик с достопримечательностями Санкт – Петербурга,
ПК учителя; мультимедийный проектор; раздаточный материал.
Ход урока:
1.Организационный момент. Введение в тему
На фоне «Метели» Свиридова демонстрируются слайды
с видами современного города
Петербурга и читается отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник». Об этом городе великий поэт А.С.Пушкин сказал так:
…И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
ногою твердой стать при море
…Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво
…ныне
там
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова…
О
каком городе идет речь?
-Совершенно верно. Это Петербург. Город, основанный Петром 1 в 1703 году. Красота Петербурга поистине легендарна.Его великолепные памятники, царственные площади и набережные, его белые ночи навсегда заворожили представителей русского искусства.
Этому городу посвящали свои произведения художники, музыканты и конечно поэты и прозаики.
А Каким он был в 19 веке ?
А мы с вами завершили изучение литературы 19 века. Я предлагаю вспомнить пройденные произведения, в которых есть образ Петербурга.
2.Актуализация знаний
Для русской литературы тема Петербурга традиционна. Многие обращались к этой теме и создали свой образ Петербурга.
Давайте вспомним пройденные произведения .
Вам нужно отгадать автора и произведение (презентация №1)
Кто автор этих строк и из каких произведений?
—презентация «Образ Петербурга в русской литературе»
СЛАЙД № 2
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный…
А.С.Пушкин «Медный всадник
Вывод: Петербург Пушкина- это прекрасный и величественный «град Петров», символ созидательных сил России..
Слайд 3
«О, не верьте этому Невскому проспекту! Все обман, все мечта, все не то, что кажется! . Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде.»
Н.В.Гоголь «Невский проспект»
Вывод: Петербург у Гоголя- оборотень с двойным лицом : за парадной красотой скрыта бедная и убогая жизнь. Здесь сходят с ума, трагически ошибаются, просто умирают. Петербург враждебен человеку и порождает страшные и зловещие фантазии.
Слайд4
Кто-то крикнул швейцару: «Гони!
Наш не любит оборванной черни!»
И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
…А владелец роскошных палат
Еще сном был глубоким объят…
Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда»
Вывод: Н.А. Некрасов в своих стихотворениях рисует прежде всего Петербург, как город социального зла, страданий , несправедливости, где сильные безраздельно властвуют над слабыми
Мы с вами завершили изучение литературы 19 века.
В каком еще произведении действие происходит в Петербурге.? Кто автор?
Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Посмотрим, каков Петербург Достоевского)
Слайд 5
На протяжении полутора столетий образ города Петербурга менялся, менялись и чувства авторов к этому городу – от восхищения к презрению. Посмотрим сегодня на северную столицу глазами Ф.М. Достоевского. Достоевский написал чуть больше 30 произведений, в 20 из них присутствует Петербург. Иногда как фон, чаще как действующее лицо .Писатель считал Петербург «самым фантастическим городом на земле», поэтому неслучайно «самый фантастический роман» был создан на петербургском материале
3.Новый материал
-ИТАК, Сегодня будем знакомиться с Петербургом Достоевского . Перенесемся в мир романа «Преступление и наказание». Пройдем по улицам «самого фантастического города на земле», заглянем в лестничные пролеты и квартиры, послушаем звуки города в котором живут герои романа и составим впечатление о Петербурге, который изображает Достоевский
Презентация «Петербург Достоевского
Запишем тему урока; «Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Запишем проблемный вопрос, на который ответим в конце урока:
Каким Ф.М. Достоевский изображает Петербург в романе «Преступление и наказание» и с какой целью?
Слайд1
Как известно образ города складывается из пейзажных зарисовок, интерьера, сцен уличной жизни. Проведем наблюдение, перелистаем страницы романа, а выводы запишем в таблицу
СЛАЙД 2
-рисуем таблицу
СЛАЙД 3
1)Начнем с пейзажных зарисовок. Перечитаем отрывки с изображением пейзажа, который в романе является фоном повествования и выпишем ключевые слова в первую колонку.
— Нравятся вам эти описания.? Комфортно человеку в этих пейзажных зарисовках? какие слова повторяются? Какие слова выпишем в таблицу?
О жаре Достоевский говорит 7 раз. И это не случайно.В такой атмосфере может помутиться человеческий разум. Такой пейзаж может толкнуть на преступление.
-Итак , у нас получилась следующая запись-СЛАЙД 4
2)Городской пейзаж давит на людей, герой задыхается в этом мире, не находит покоя своей измученной душе. Где же спастись от жары , духоты, грязи? Войдем вслед за героями во дворы –колодцы, поднимемся по лестницам, мрачным, грязным. Войдем в комнаты. Возможно , в своем жилище человек найдет покой, умиротворение, отдых?
Слайды 5,6,7
Что же мы увидим в описаниях интерьеров .Обратимся к тексту. Исследуем комнату Раскольникова, комнату Мармеладовых и комнату Сони и запишем во вторую колонку слова , которыми автор пользуется при изображении жилища героев
Серые дома, дворы – колодцы, грязные лестницы— все это мы встречаем на страницах романа
Что же мы увидим в описаниях интерьеров .Обратимся к тексту. Исследуем комнату Раскольникова, комнату Мармеладовых и комнату Сони и запишем во вторую колонку слова, которыми автор пользуется при изображении жилища
Героев
Давайте разделимся на группы :
1 ряд – исследует, в каких условиях живет Раскольников
2 ряд- читает про комнату , в которой живет семья Мармеладовых
3 ряд- читает про комнату Сони. Потом поделимся впечатлениями.
В таблицу запишем выводы.
СЛАЙД 8
-комната Раскольникова стр 23,47
Какие слова выпишем
СЛАЙД 9
-комната Мармеладовых стр 44
Что самое главное отмечает Достоевский при описании комнаты Мармеладовых
СЛАЙД 10
-комната Сони-стр 328
С чем сравнивает? Что выпишем
СЛАЙД 11-что получилось
-Какие чувства испытываем при чтении описаний интерьеров? Уютно человеку в этих комнатах.
Вывод: Убогие тесные комнаты, грязные лестницы- создают атмосферу бедности, холода, безысходности. Такая обстановка угнетает человека, толкает его на безрассудные поступки, приводит в отчаяние.
СЛАЙД 12
Что происходит на улицах города? Какие события ?
Что же вокруг себя видит герой? Посмотрим некоторые сцены уличной жизни. Зачитаем отрывки.
Ваша задача понять , что происходит в отрывке и дать название этим отрывкам . Названия этих эпизодов мы и запишем в таблицу
1)Самоубийство на мосту- стр 186-187
2)Гибель Мармеладова –стр192-193
СЛАЙД 13
А еще можно посмотреть какие запахи и звуки еще встречаются в романе.
-Какими звуками и запахами наполнен Петербург Достоевского?
-часть 1 гл 2
— часть 6, гл3
-часть 2 гл6
Если мы еще добавим эти описания к нашим впечатлениям , то какой же образ города изображен в романе?
4.Закрепление пройденного. Рефлекия
Итак , каков Петербург Достоевского?
Ответом на этот вопрос станет ваша творческая работа. У ас на столах есть клайстер «Петербург Достоевского – это город …? Заполните его, Впишите характерные особенности города, который вы увидели в романе «Преступление и наказание» — вписываем прилагательные и глаголы
СЛАЙД 14
Итак Петербург Достоевского – это город…
— на работу вам 8 минут
5. Подведение итогов
Вернемся к проблемному вопросу, который мы ставили в начале урока.
Каким Ф.М. Достоевский изображает Петербург в романе «Преступление и наказание» и с какой целью?
Озвучим то, что вы написали в своих работах.
Вопросы:
-Петербург Достоевского больше похож на Петербург Пушкина ил Гоголя?
-Как вы думаете : «Для чего Достоевский изобразил такой город? Что хотел этим сказать?»
Для этого вернемся к роману «Преступление и наказание»
— кто герой?
-какое преступление совершил?
Главный герой Родион Раскольников совершает преступление как он считает – ради спасения человечества, но вместо этого сам стал несчастен.
СЛАЙД 15
Какую роль играет в романе Петербург?
Зачем Достоевский нарисовал именно такой Петербург?
-Запись вывода в тетрадь со слайда
Обший вывод: Город враждебен человеку, теснит, давит его,
создает впечатление безысходности, толкает на
скандалы и преступления.
Достоевский был великий гуманист. Всем своим произведением он выступает против насилия и преступления по отношению к другому человеку.
По мнению Достоевского, общество, построенное на слезе хотя бы одного ребенка не может быть счастливым.
В 2021 году Ф.М.Достоевскому исполнилось 200 лет. Он завещал нам любить людей.
«Любите людей и тогда все устроится»
6. Домашнее задание
Подготовиться к контрольной работе по разделу «Литература 19 века»
7.Релаксация
А сейчас возвращаемся в современный Петербург из атмосферы мрачного Петербурга Достоевского и любуемся великолепными видами нашей культурной северной столицы.
(видеоролик с достопримечательностями Санкт – Петербурга, )
Список литературы:
Меркушев В. Петербург в произведениях поэтов «Золотого» и «Серебряного» века русской литературы , 2017.
Ф.М.Достоевский. Роман в шести частях с эпилогом «Преступление и наказание» М.: Советская Россия , 1981
Белов С. В. Петербург Достоевского. — СПб.: Алетейя, 2002. — 372 с.
Лебедев Ю. Роман «Преступление и наказание». Журнал «Литература в школе» 1990, N6, с 2-24.