ВЫПУСК 8

Образование 2020-2030: будущее наступило вчера

Обобщение педагогического опыта по теме: «От чего зависит эффективность урока. Подготовка педагога к уроку»

73
Автор: Щербакова Любовь Игоревна, преподаватель ГБПОУ «Сормовский механический техникум им. Героя Советского Союза П.А. Семенова»
Категория: В помощь молодому педагогу

Расскажи мне – и я забуду

Покажи  мне – и я запомню

Дай мне действовать самому – и я научусь  (Конфуций)

Главная задача каждого преподавателя – не только дать обучающимся определённую сумму знаний, но развить у них интерес к учению, научить учиться.

Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество обучения – это прежде всего качество урока.  

Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь обучающихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить обучающихся активно, самостоятельно добывать знания, развивают интерес к той или иной дисциплине.

Эффективность любого урока определяется не тем, что дает обучающимся преподаватель, а тем, что они взяли в процессе обучения, т.е. под эффективностью учебного занятия следует понимать его результативность.

Оценивая эффективность урока, следует иметь в виду следующие параметры:

— понят ли обучающимися теоретический материал,

— научились ли применять полученные знания на практике,

— сформировались ли умения и навыки по теме урока,

— проведена ли педагогом коррекционная работа,

— проведена ли вытекающая из темы урока воспитательная работа.

Согласитесь, что учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Для обучающихся необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данной дисциплины в целом и отдельных его разделов. Чем больше новый материал связан с ранее усвоенными знаниями, тем он интереснее для студентов. Обучение должно быть трудным, но посильным. Чем чаще проверяются и оцениваются работы обучающегося, тем интереснее ему работать. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого преподавателя с огромной силой воздействует на обучающегося, на его отношение к изучаемой предметной области.

У каждого преподавателя свои методические подходы и приёмы, которые позволяют успешно проводить уроки. При подготовке и планировании учебного занятия он осуществляет целый комплекс действий, решает психологические, дидактические, методические, организационные задачи. От подготовки педагога к уроку напрямую зависит его эффективность.

Конечно, хочется, чтобы урок был интересным, ведь интересный урок – это активизация интеллектуальных и волевых, творческих способностей наших студентов. Что может помочь сделать урок ярким, эмоциональным, способным вовлечь обучающегося в процесс самостоятельного поиска, возбудить у обучающихся интерес к предмету, желание познания? Все эти вопросы задаю себе, планируя учебное занятие.

Далее на конкретных примерах хотелось бы показать, как используются всевозможные приемы для повышения его эффективности на разных этапах урока.

 В начале урока на этапе мотивации мной применяются такие приемы:

— отсроченная отгадка

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке.

При изучении темы «Основные элементы комбинаторики» на этапе мотивации я предлагаю отрывок из басни, в которой спрятана задача комбинаторики.

Задача из басни С. Крылова «Квартет»

Проказница Мартышка

Осёл,

Козёл,

Да косолапый Мишка

Затеяли играть квартет

Стой, братцы стой! –

Кричит Мартышка, — погодите!

Как музыке идти?

Ведь вы не так сидите…

И так, и этак пересаживались – опять музыка на лад не идет.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть…

Даю ребятам возможность предположить варианты правильного ответа. В конце учебного занятия, после изучения темы мы снова возвращаемся к этой задаче и ребята с легкостью находят правильный ответ.

Ассоциативный ряд

При объявлении темы «Интернет — технологии» предлагаю обучающимся выписать ассоциации со словом «Интернет». Выход может быть следующим:

  • Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, даю задание составить определение, используя записанные слова;
  • Можно оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

На этапе актуализации знаний также есть множество приемов повышения эффективности учебного занятия

Одним из самых популярных приемов, которым я пользуюсь – это прием «Да — нет». В такой форме я провожу математические диктанты при изучении тем из раздела «Геометрия». Данный прием дает мне возможность проверить и оценить знания обучающихся, а для студентов – это проверка умения систематизировать уже имеющуюся информацию.

По аналогии с приемом «Да — нет» существует прием«Согласен – не согласен». Он дает возможность быстро включить обучающихся в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.

На практической работе по теме «Создание компьютерных презентаций» для того, чтобы актуализировать знания о правилах создания презентаций я предлагаю несколько высказываний, а обучающиеся выражают свое отношение к этим утверждениям по правилу: согласен – «+», не согласен – «-». Данный прием формируетумение анализировать информацию и выражать свое мнение.

Пример.

При изучении темы «Создание и редактирование компьютерных презентаций», можно предложить следующие высказывания:

1. Презентация состоит только из текста и картинок.

2. Дизайн оформления должен быть разным на каждом слайде.

3. Чем больше текста, тем лучше.

4. Лучше, если смена слайдов проводится по щелчку, а не автоматически.

5. Чем меньше анимационных эффектов, тем лучше.

6. Презентация может носить обучающий характер. Прием «Вопросительные слова»  

Прием «Вопросительные слова»    

 Это универсальный прием, направленный на формирование умения задавать вопросы, а также для актуализации знаний обучающихся по пройденной теме урока. Обучающимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.   

  Вопросительные слова   Основные понятия темы
Как?
Что?
Где?
Почему?
Сколько?
Откуда?
Какой?
Зачем?
Каким образом?
Какая взаимосвязь?
Из чего состоит?
Каково назначение?
Информация
Преступления
Закон
Статья
Безопасность
Категории

Пример:

  • Почему совершаются преступления в сфере деятельности, связанной с информацией?
  • Сколько законов обеспечивает безопасность информации в России?
  • Сколько категорий информационных преступлений существует?
  •  и т.д.

На этапе изучения нового материала можно применить следующие приемы:

Стратегия З-Х-У используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.

Формирует: умение определять уровень собственных знаний;  умение анализировать информацию; умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.

Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.

На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», обучающиеся составляют список того, что они знают или думают о данной теме. Через эту первичную деятельность студент определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания.

Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что обучающиеся хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» студенты строят новые представления на основании имеющихся знаний. Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний — обучающиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».

Знаю Хочу узнать Узнал новое
Способы решения квадратного уравнения для  D>0 и D=0 Есть ли решения для D<0?  Как вычислить корень из отрицательного числа. Как найти корни квадратного уравнения, если D<0

Прием «Сводная таблица» помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Средняя колонка называется «линией сравнения». В колонки, расположенные по обе стороны от «линии сравнения», заносится информация, которую и предстоит сравнить. Данная стратегия используется мной обычно при изучении темы «Тригонометрические функции». Используется с целью систематизации большого объема материала, развития умений анализировать и сравнивать различные объекты и явления. 

На этапе контроля знаний также стараюсь применять различные приемы и стратегии: Метод интеллект-карт; Жокей и лошадь; Цепочка признаков; Диаграмма Венна; Рюкзак.

Прием «Жокей и лошадь»

Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения.

Группа делится на две команды: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игра применима даже на уроках изучения нового материала, но у нее есть один недостаток – необходимость всему коллективу обучающихся одновременно ходить по кабинету, поэтому данную игру можно проводить в группах с определённой сформированностью культуры поведения.

Пример: «жокеи»- многогранники и тела вращения «лошади»- формулы площади и объема

Каждый преподаватель понимает, что рефлексия здорово помогает контролировать группу, уже в ходе занятия  видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, «держать руку на пульсе». Не стоит забывать и о том, о чем мы говорим сегодня, что наша задача учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает обучающемуся не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других обучающихся.

Телеграмма кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться) или написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.

Цветные поля -Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Обучающийся, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку: красный – «Проверьте,пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», – обращается он к учителю, зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю», чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке» (можно применить во время написания контрольной работы или работой над ошибками)

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для обучающихся, так и для преподавателя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.

Все ли мы делаем, чтобы на наших занятиях студентам было интересно, комфортно?

Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.  Но однозначно, что урок можно считать современным, если прослеживаются три момента: исторический аспект изучаемого, связь преподаваемого с настоящим, опора на современность и выход в будущее, на будущую профессию. Иными словами, урок должен быть жизненным.

Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

Список использованной литературы

  1. Гребенщикова, Н. В. Современный урок математики в условиях реализации ФГОС / Н. В. Гребенщикова. – 2019.
  2. Крылова, О. Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО:  методическое пособие / О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская. – СанктПетербург: КАРО, 2017. – 144 c.
  3. Мельникова, М. Н. Урок – основная форма организации обучения в современной школе. Требования к современному уроку / М. Н. Мельникова. – 2020.
  4. Овсянникова, И. В. Виды и приемы рефлексии для эффективности современных уроков по ФГОС ООО / И. В. Овсянникова, Е. А. Талзи– 2020.
Обобщение педагогического опыта по теме: «От чего зависит эффективность урока. Подготовка педагога к уроку»