Категория: В помощь молодому педагогу
Обобщение педагогического опыта по теме: «От чего зависит эффективность урока. Подготовка педагога к уроку»
Расскажи мне – и я забуду
Покажи мне – и я запомню
Дай мне действовать самому – и я научусь (Конфуций)
Главная задача каждого преподавателя – не только дать обучающимся определённую сумму знаний, но развить у них интерес к учению, научить учиться.
Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество обучения – это прежде всего качество урока.
Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь обучающихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить обучающихся активно, самостоятельно добывать знания, развивают интерес к той или иной дисциплине.
Эффективность любого урока определяется не тем, что дает обучающимся преподаватель, а тем, что они взяли в процессе обучения, т.е. под эффективностью учебного занятия следует понимать его результативность.
Оценивая эффективность урока, следует иметь в виду следующие параметры:
— понят ли обучающимися теоретический материал,
— научились ли применять полученные знания на практике,
— сформировались ли умения и навыки по теме урока,
— проведена ли педагогом коррекционная работа,
— проведена ли вытекающая из темы урока воспитательная работа.
Согласитесь, что учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Для обучающихся необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данной дисциплины в целом и отдельных его разделов. Чем больше новый материал связан с ранее усвоенными знаниями, тем он интереснее для студентов. Обучение должно быть трудным, но посильным. Чем чаще проверяются и оцениваются работы обучающегося, тем интереснее ему работать. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого преподавателя с огромной силой воздействует на обучающегося, на его отношение к изучаемой предметной области.
У каждого преподавателя свои методические подходы и приёмы, которые позволяют успешно проводить уроки. При подготовке и планировании учебного занятия он осуществляет целый комплекс действий, решает психологические, дидактические, методические, организационные задачи. От подготовки педагога к уроку напрямую зависит его эффективность.
Конечно, хочется, чтобы урок был интересным, ведь интересный урок – это активизация интеллектуальных и волевых, творческих способностей наших студентов. Что может помочь сделать урок ярким, эмоциональным, способным вовлечь обучающегося в процесс самостоятельного поиска, возбудить у обучающихся интерес к предмету, желание познания? Все эти вопросы задаю себе, планируя учебное занятие.
Далее на конкретных примерах хотелось бы показать, как используются всевозможные приемы для повышения его эффективности на разных этапах урока.
В начале урока на этапе мотивации мной применяются такие приемы:
— отсроченная отгадка
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке.
При изучении темы «Основные элементы комбинаторики» на этапе мотивации я предлагаю отрывок из басни, в которой спрятана задача комбинаторики.
Задача из басни С. Крылова «Квартет»
Проказница Мартышка
Осёл,
Козёл,
Да косолапый Мишка
Затеяли играть квартет
…
Стой, братцы стой! –
Кричит Мартышка, — погодите!
Как музыке идти?
Ведь вы не так сидите…
И так, и этак пересаживались – опять музыка на лад не идет.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть…
Даю ребятам возможность предположить варианты правильного ответа. В конце учебного занятия, после изучения темы мы снова возвращаемся к этой задаче и ребята с легкостью находят правильный ответ.
— Ассоциативный ряд
При объявлении темы «Интернет — технологии» предлагаю обучающимся выписать ассоциации со словом «Интернет». Выход может быть следующим:
- Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, даю задание составить определение, используя записанные слова;
- Можно оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.
На этапе актуализации знаний также есть множество приемов повышения эффективности учебного занятия
Одним из самых популярных приемов, которым я пользуюсь – это прием «Да — нет». В такой форме я провожу математические диктанты при изучении тем из раздела «Геометрия». Данный прием дает мне возможность проверить и оценить знания обучающихся, а для студентов – это проверка умения систематизировать уже имеющуюся информацию.
По аналогии с приемом «Да — нет» существует прием«Согласен – не согласен». Он дает возможность быстро включить обучающихся в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
На практической работе по теме «Создание компьютерных презентаций» для того, чтобы актуализировать знания о правилах создания презентаций я предлагаю несколько высказываний, а обучающиеся выражают свое отношение к этим утверждениям по правилу: согласен – «+», не согласен – «-». Данный прием формируетумение анализировать информацию и выражать свое мнение.
Пример.
При изучении темы «Создание и редактирование компьютерных презентаций», можно предложить следующие высказывания:
1. Презентация состоит только из текста и картинок.
2. Дизайн оформления должен быть разным на каждом слайде.
3. Чем больше текста, тем лучше.
4. Лучше, если смена слайдов проводится по щелчку, а не автоматически.
5. Чем меньше анимационных эффектов, тем лучше.
6. Презентация может носить обучающий характер. Прием «Вопросительные слова»
Прием «Вопросительные слова»
Это универсальный прием, направленный на формирование умения задавать вопросы, а также для актуализации знаний обучающихся по пройденной теме урока. Обучающимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.
Вопросительные слова | Основные понятия темы |
Как? Что? Где? Почему? Сколько? Откуда? Какой? Зачем? Каким образом? Какая взаимосвязь? Из чего состоит? Каково назначение? | Информация Преступления Закон Статья Безопасность Категории |
Пример:
- Почему совершаются преступления в сфере деятельности, связанной с информацией?
- Сколько законов обеспечивает безопасность информации в России?
- Сколько категорий информационных преступлений существует?
- и т.д.
На этапе изучения нового материала можно применить следующие приемы:
Стратегия З-Х-У используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.
Формирует: умение определять уровень собственных знаний; умение анализировать информацию; умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.
Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.
На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», обучающиеся составляют список того, что они знают или думают о данной теме. Через эту первичную деятельность студент определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания.
Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что обучающиеся хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» студенты строят новые представления на основании имеющихся знаний. Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний — обучающиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».
Знаю | Хочу узнать | Узнал новое |
Способы решения квадратного уравнения для D>0 и D=0 | Есть ли решения для D<0? | Как вычислить корень из отрицательного числа. Как найти корни квадратного уравнения, если D<0 |
Прием «Сводная таблица» помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Средняя колонка называется «линией сравнения». В колонки, расположенные по обе стороны от «линии сравнения», заносится информация, которую и предстоит сравнить. Данная стратегия используется мной обычно при изучении темы «Тригонометрические функции». Используется с целью систематизации большого объема материала, развития умений анализировать и сравнивать различные объекты и явления.
На этапе контроля знаний также стараюсь применять различные приемы и стратегии: Метод интеллект-карт; Жокей и лошадь; Цепочка признаков; Диаграмма Венна; Рюкзак.
Прием «Жокей и лошадь»
Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения.
Группа делится на две команды: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игра применима даже на уроках изучения нового материала, но у нее есть один недостаток – необходимость всему коллективу обучающихся одновременно ходить по кабинету, поэтому данную игру можно проводить в группах с определённой сформированностью культуры поведения.
Пример: «жокеи»- многогранники и тела вращения «лошади»- формулы площади и объема
Каждый преподаватель понимает, что рефлексия здорово помогает контролировать группу, уже в ходе занятия видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, «держать руку на пульсе». Не стоит забывать и о том, о чем мы говорим сегодня, что наша задача учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает обучающемуся не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других обучающихся.
Телеграмма — кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться) или написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.
Цветные поля -Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Обучающийся, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку: красный – «Проверьте,пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», – обращается он к учителю, зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю», чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке» (можно применить во время написания контрольной работы или работой над ошибками)
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для обучающихся, так и для преподавателя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.
Все ли мы делаем, чтобы на наших занятиях студентам было интересно, комфортно?
Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Но однозначно, что урок можно считать современным, если прослеживаются три момента: исторический аспект изучаемого, связь преподаваемого с настоящим, опора на современность и выход в будущее, на будущую профессию. Иными словами, урок должен быть жизненным.
Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Список использованной литературы
- Гребенщикова, Н. В. Современный урок математики в условиях реализации ФГОС / Н. В. Гребенщикова. – 2019.
- Крылова, О. Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: методическое пособие / О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская. – СанктПетербург: КАРО, 2017. – 144 c.
- Мельникова, М. Н. Урок – основная форма организации обучения в современной школе. Требования к современному уроку / М. Н. Мельникова. – 2020.
- Овсянникова, И. В. Виды и приемы рефлексии для эффективности современных уроков по ФГОС ООО / И. В. Овсянникова, Е. А. Талзи– 2020.