ВЫПУСК 8

Образование 2020-2030: будущее наступило вчера

Обобщение педагогического опыта по теме «Формирование читательских компетенций у студентов при работе с научным текстом»

66
Автор: Политова Светлана Валерьевна, преподаватель ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Категория: Из опыта работы

1. В настоящее время  активно вошло в нашу жизнь дистанционное обучение. При такой организации образовательного процесса многое выносится на самостоятельную работу студента. Умение работать с научными текстами, научно-популярной литературой является большим подспорьем в таком формате обучения и приобретает особую актуальность.

 2. Практика работы со студентами показывает, что они испытывают большие затруднения при работе с текстом: не могут качественно обработать информацию, полученную из текста: плохо определяют главный смысл (идею) прочитанного, нечетко отделяют главную и второстепенную информацию, испытывают трудности при интерпретации текста, зачастую не приводят доводы в защиту своего мнения (не используя предложенный текст и применяя другие источники). Но, возможно, данных трудностей можно избежать, если целенаправленно проводить работу над текстом как источником информации.

3.  Обучение в колледже предполагает участие студентов в проектной и исследовательской деятельности. Успешность этой работы напрямую связана с умением учащихся работать с информационными научными текстами.

Таким образом, считаю работу по формированию системы читательских компетенций у студентов   актуальной и своевременной.

Любая практическая деятельность должна опираться на теорию. Мой практический опыт базируется на теории смыслового, продуктивного чтения, разработанной учеными-методистами Левиным и Светловской. Систематизировать и обобщить накопленный опыт мне помогла работа Цукерман и Разуваевой по вопросу оценки читательской грамотности у школьников и студентов.

Формирование читательской компетенции студентов — это целенаправленный процесс развития у них мотивов чтения, организации освоения ими читательских знаний и умений. Формирование данной компетенции позволит преподавателю значительно повысить эффективность образовательного процесса, а студентам использовать её не только на протяжении периода обучения, но и в своей будущей профессиональной деятельности.

Читательские компетенции студентов включают в себя 3 группы основных умений: 1) поиск информации и понимание прочитанного 2) преобразование и интерпретация информации 3) рефлексивная оценка информации. В работе я использую различные методические  приемы, направленные на формирование данных читательских умений у студентов в рамках преподаваемых мной дисциплин.

Приемы формирования читательских умений

(поиск информации, понимание прочитанного)

  1.  Фактологический диктант (для проверки качества понимания текста и умения находить необходимую информацию студентам задаются вопросы фактического характера, требующие быстрого поиска информации в тексте и краткого ответа. Ответы студенты фиксируют на чистых листах).
  2. Восстановление деформированного текста. (По ходу работы со статьей студенты должны заполнить пропуски в предложенном тексте, используя прочитанную информацию). 
  3. Цитирование текста (студенты получают задание подобрать необходимые цитаты, используя авторитетные научные источники, к отдельным положениям статьи или лекции).
  4. «Ярмарка вопросов» Этот прием, являясь основ­ным в процессе уяснения содержания, приводит к всестороннему пониманию научного текста. Студенты получают задание в парах составить вопросы по тексту для одногруппников. Вопросы могут возникать к разным аспектам текста: к отдельным понятиям, к логическим связям, к связям содержания читаемого текста с содержа­нием других текстов на эту тему.

Приемы формирования читательских умений

(преобразование и интерпретация информации)

  1. Составление различных видов планов по тексту. (При работе с текстом часто даю задание студентам составить несколько видов плана к данному тексту. Используем вопросный, назывной, тезисный, простой, сложный планы).
  2. Конспектирование лекций, статей (конспектирование является одним из эффективных способов сохранения основного содержания прочитанного текста; в то же время позволяет студентам научиться перерабатывать любую информацию, передавая ее в сокращенном виде. На занятиях применяем как краткое, так и подробное конспектирование в зависимости от учебной задачи.)
  3. Преобразование информации в таблицы, схемы, рисунки, диаграммы. (Данный методический прием, используемый преподавателем при работе с текстом, способствует овладению студентами навыками структурирования информации, её преобразования из текстовой формы в графическую).
  4. Создание презентаций (Методически целесообразным считаю привлечение студентов к такому виду работы, как создание презентаций по материалам лекции или научной статьи. Такой способ переработки информации способствует развитию у студентов аналитических навыков, развивает умение отделять главное от второстепенного).

Приемы формирования читательских умений

( рефлексивная оценка информации)

  1. Написание эссе по заданной проблеме (Чаще всего использую как задание к самостоятельной домашней работе. Студентам необходимо понять сущность проблемы, обозначенной в статье, высказать свое отношение к данной проблеме, изучив факты и аргументы, приводимые автором статьи.)
  2. Игра «Плюс или минус»  (Преподаватель читает высказывание, а дети соотносят его с прочитанной в тексте информацией  на листочках в таблицу ставят знак + если согласны, если не согласны, то знак –. Проводится перед изучением темы и в конце изучения темы корректировка ответов.)
  3. Аннотирование, рецензирование (Обучение студентов написанию аннотаций и рецензий на научные статьи способствует формированию у них такого важного читательского умения, как рефлексивная оценка информации, а также развитию критического мышления. На первых порах важно использовать памятки о правилах написания аннотаций и рецензий на книгу или научную статью).
  4. Составление синквейна (Итогом работы по изучению какой- либо информации в статье может быть составление синквейна, в котором студент даёт краткую оценку и выражает своё отношение к прочитанному в форме стихотворения, состоящего из 5 строк и написанного по определенному правилу).

Формируемые у студентов читательские компетенции имеют выход практически на все профессиональные дисциплины. Умение работать с научной статьёй пригодится студентам при организации самостоятельной работы по различным дисциплинам, при написании курсовых работ и проектов, ВКР, а также во время дистанционно организованных занятий.

Новизна представленного педагогического опыта, считаю, в том, что мною создана система работы с научным текстом, которая способствует формированию у студентов следующих читательских компетенций: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, рефлексивная оценка информации.

Обобщение педагогического опыта по теме «Формирование читательских компетенций у студентов при работе с научным текстом»