Категория: Топ публикации
Образование 2020–2030: будущее наступило вчера
Статья 43 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 года гласит: каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022), определяет:
образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
29–30 июля 2021 года состоялся ReForum Winning The Hearts ― онлайн-форум, посвящённый современному человеку, его ценностям, деятельности и идеям. Спикеры обсудили значение XXI века в истории человечества, конфликт технологий и консервативного мышления, а также будущее онлайн-обучения. Последнему и был посвящён доклад Патрика Бразерса― управляющего директора и сооснователя глобальной платформы по исследованию рынка образования HolonIQ. Именно на прогнозы HolonIQ обычно опираются эксперты, оценивая глобальные перспективы рынка EdTech.
Бразерс рассказал, как будет выглядеть сфера образования в ближайшее десятилетие и под влиянием каких факторов она будет меняться. О том, что перемены неминуемы, говорит резкий рост показателей онлайн-обучения в 2020–2021 годах. Пандемия коронавируса, став разрушительной силой для многих отраслей, онлайн-образование, наоборот, подтолкнула к росту и сделала эту отрасль привлекательнее для инвесторов.
Платформа HolonIQ проанализировала 5000 статей и цитирований об образовании, чтобы обозначить действующие тренды. В результате исследователи сформулировали пять возможных сценариев развития системы образования в мире.
Сценарий №1 Education-as-Usual ― «Образование как всегда». Прогнозируется, что к 2050 году число людей, которым необходимо образование, увеличится почти на два миллиарда ― с 7,8 млрд до 9,4 млрд человек. Бразерс утверждает, что нынешняя система образования не справится с таким потоком, а значит, нужно находить новые формы обучения. Уже сейчас различные навыки, которые не могут дать традиционные университеты, можно получить в альтернативных формах обучения ― например, на онлайн-платформах.
Сценарий №2 Regional Rising ― «Региональный рост». Согласно этому сценарию, отдельные страны, понимая, что у них не хватает ресурсов, могут объединяться и создавать образовательные экосистемы, чтобы получить преимущество. В рамках «коллаборации» они будут обмениваться студентами, преподавателями и так далее.
Сценарий №3 Global Giants ― «Глобальные гиганты». Этот сценарий предполагает, что крупные технологические платформы вроде Amazon или Google станут доминантными на рынке образования. Благодаря своим масштабам они будут легко обмениваться информацией и давать качественный образовательный продукт. Сыграет роль и то, что у них высокий уровень технологической интеграции.
Сценарий №4 Peer to Peer ― «От человека к человеку». Никаких кампусов, университетов, посредников ― в этом сценарии преподаватель-эксперт и ученик работают напрямую. И, судя по статистике HolonIQ, у этого варианта будущего большие шансы стать реальностью. По словам Бразерса, при таком формате обучения знания демократизируются и становятся более доступными, а качество и скорость их передачи повышаются. При этом образование становится перспективным для инвестирования.
Сценарий №5 Robo Revolution ― «Робореволюция». При таком развитии событий в каждом классе преподавателю будет помогать искусственный интеллект. Благодаря тому, что ИИ сможет отслеживать успеваемость учеников и индивидуально распределять нагрузку на каждого участника образовательного процесса, обучение станет персонализированным. В «робобудущем» преподаватель будет выступать, скорее, в качестве коуча или ментора, так как немалую часть процесса возьмут на себя технологии.
Какой сценарий выберет мир? Еще до пандемии HolonIQ проводила опрос среди 5000 образовательных и инвестиционных организаций о предпочтительном сценарии развития. В финальной выборке представлены Австралия, Китай, Израиль, Франция, Германия, Россия, Великобритания и США. Вариант классического образования практически не нашел отклика у респондентов. В создании региональных экосистем образования заинтересованы Россия, США, Германия (23%, 19% и 19% соответственно).
Большинство стран видят будущее именно за обучением без посредников (максимум доверия к этому сценарию во Франции ― 55%, в России ― 32%) и роботизацией образовательного процесса (максимум в Китае ― 45%, в России ― 22%).
“Образование 2030” — проект модели образования будущего: Министерство просвещения начало реализацию масштабного проекта по созданию цифровой образовательной среды.
Сергей Кравцов в ходе очередного заседания неформальной рабочей группы “Образование 2030” (проект модели образования будущего) заявил: «Главный принцип создания цифровой образовательной среды в том, что процесс обучения находится на первом месте, а технологии – на втором».
Основным принципом является первостепенность традиционного школьного обучения. По словам Министра, на сегодняшний день около 70% российских детей учатся очно. Он подчеркнул, что главная задача – создать безопасные условия для обучения.
Он отметил, что цифровые технологии должны использоваться именно для решения проблем в традиционном образовании, расширения его возможностей, в частности для преодоления цифрового неравенства между городскими и сельскими школами, организации учебного процесса для болеющих детей или в случае введения карантина.
«Мы фактически создали образовательный интернет, включающий социальную сеть для школьников, мессенджеры для родителей и учеников, систему наблюдения и верифицированный контент», сообщил Сергей Кравцов.
Различные текущие изменения и глобальные тренды создают новые потребности и возможности, требующие эффективных ответных мер как общества, так и отдельного человека. Такие требования оказывают определенное влияние на подготовку учащихся, так как влекут за собой необходимость быстрых изменений различных аспектов образовательной системы в связи с постоянными экономическими и социальными преобразованиями, появлением новых направлений и видов работ, а также должностей, технологий и социальных вызовов, соответствующих сегодняшнему дню.
Список использованной литературы
1.»Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.