Категория: Из опыта работы
Организация формирования профессиональных компетенций обучающихся в СПО
Аннотация
Для получения специалистов, соответствующих всем современным требованиям, необходимо обучаться, повышать квалификацию, стажироваться с учетом этих требований. Для улучшения взаимодействия между работодателями, работниками (специалистами) и образовательными организациями были разработаны профессиональные стандарты, которые содержат требования к специалисту в Российской Федерации.
Ключевые слова: образовательные стандарты, профессиональные компетенции, системообразующие компоненты, профессиональное образование, образовательная программа
Мировые стандарты отличаются от российских, но существуют требования, которые отражают мировые тенденции в развитии определенных профессиональных компетенций (профессий). Обучение с учетом профессиональных стандартов и международных требований открывает больше возможностей для развития общих и узких компетенций (квалификаций в профессии). Образовательные организации реализуют образовательные программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, что означает, что содержание ОПОП должно быть согласовано (адаптировано) с содержанием профессиональных стандартов и требованиями.
Профессиональные стандарты и их обновления, основанные на лучших практиках международных и национальных чемпионатов движения, позволят внедрить новейшие методы и технологии работы в деятельность этого специалиста, способствуя творческому характеру этого вида высокотехнологичной профессиональной деятельности.
Составляющими формирования системы федеральных государственных образовательных стандартов являются особенности профессиональной деятельности и требования к результатам образовательного процесса. Модульное построение образовательного процесса позволит обновлять или заменять определенные модули по мере изменения требований в соответствии с международными руководящими принципами.
Для специальности от 23.02.01″ транспортная организация и управление транспортом (по видам)» необходимо внедрить образовательный модуль.
Из опыта участия в «Национальном чемпионате по стандартам» по компетенции «Экспедирование грузов» был сделан вывод: необходимо внедрять образовательные модули с учетом практики. Основой для разработки образовательного модуля стал документ о компетенции «экспедитор»: (техническое описание конкурсных заданий, перечень объектов инфраструктуры, конкурсные задания, критерии оценки).
При разработке основной программы профессионального образования на основе профессиональных стандартов был проведен сравнительный анализ конкурсных заданий по стандарту и профессиональным модулям федерального государственного образовательного стандарта.
В профессиональных стандартах трудовые функции представлены гораздо шире, чем виды профессиональной деятельности в федеральных государственных образовательных стандартах.
Создатели Атласа прогнозируют, что около 90% существующих профессий сохранят свои названия, но задачи, выполняемые специалистами, претерпят радикальные изменения. Всего к 2030 году появится 186 новых профессий, а 57 профессий полностью исчезнут.
Нынешние и будущие профессионалы должны обладать междисциплинарными навыками. Среди приоритетов — системное мышление, знание нескольких иностранных языков, умение работать в условиях неопределенности, экологическая осведомленность и некоторые другие.
Для этого вам нужно будет либо пройти дополнительное обучение, либо постоянно отслеживать тенденции, способствующие развитию профессиональных навыков.
Проблема разработки стандартов для «профессий будущего» лежит в основе исследовательской части проекта Союза «Молодые профессионалы (Russia)» — компетенции будущего. Он направлен на развитие навыков, которые будут пользоваться большим спросом в будущем, но актуальны сейчас.
В то же время результаты анализа психолого-педагогической литературы позволяют утверждать, что, несмотря на многочисленные исследования проблем педагогического проектирования и ранней ориентации учащихся, вопрос о педагогическом проектировании индивидуальных траекторий профессионального развития учащихся с заранее запланированными результатами в процессе обучения остается открытым. Образовательный процесс организации дополнительного образования специально не поднимался в научной литературе и до настоящего времени теоретическая основа, методологически и научно-методологически этот процесс не был разработан.
Это требует разработки и внедрения качественных новых образовательных программ, основанных на компетентностном подходе. В то же время новые учебные программы, новые методы обучения и диагностика результатов обучения ориентированы на общепризнанный глобальный уровень компетентности. Результатом освоения таких программ является участие студентов в дополнительных программах общего развития в демонстрационных тестах и их успешное прохождение.
В результате разработки и реализации программы можно выделить следующие моменты:
— знания и навыки, основанные на навыках и глобальных стандартах навыков, при одновременном дополнении знаний и навыков, отсутствующих в ранее освоенных программах, или укреплении и развитии знаний и навыков, уже приобретенных на начальном этапе обучения;
— существует «мост» между приобретением базовых навыков и приобретением конкретных профессиональных знаний;
— у студентов есть возможность получить знания и развить навыки, необходимые для квалификации;
— задачи каждой программы включают, помимо прочего, необходимость развития определенных навыков и получения знаний, ориентированных на профессиональные стандарты и навыки мирового уровня в соответствии со спецификациями стандартов квалификации .
Результатом предлагаемой работы является то, что новые и существующие программы являются основой, на которой можно построить образовательный процесс как непрерывную систему формирования профессиональных компетенций учащихся средних профессиональных учебных заведений в соответствии со стандартами.
Литература
- Верещагина А.В., Самыгин С.И., Имгрунт С.И. Цивилизационная безопасность современного мира в условиях актуализации цивилизационной идентичности: социальная утопия или перспективная реальность?// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. No 6-7 / http://online-science.ru/m/products/social_sciense/gid3688/pg0/
- Загутин Д.С. Мировоззрение как среда развития философии техники (науч.статья) Ереван: Амарас, 2013.
- Загутин Д.С. Модель развития культуры творческой деятельности студентов технических учебных заведений // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. No 1. С. 113 — 119.
- Верещагина А. В., Самыгин С. И., Имгрунт С. И. Интеллектуальная безопасность России в условиях кризиса научно — образовательной сферы и роста социального неравенства //Гуманитарий Юга России. 2016. No 2. С. 52 — 65.
- Бандурин А.П., Верещагина А.В., Самыгин С.И. Духовные аспекты формирования нового экологического сознания и обеспечения экологической безопасности крупного города в современной России //Гуманитарные, социально — экономические и общественные науки. 2015. No 8. С. 27 — 30.
- https://worldskillsacademy.ru
- http://atlas100.ru/