Категория: Из опыта работы
Педагогическая практика – «открытая дверь» в профессию
Педагогическая практика для студента является очень сложным и ответственным этапом на пути к профессии учителя. Проблема профессионального становления студента в ходе педагогической практики осложняется и тем, что одна деятельность, еще незавершенная (учебная), накладывается на другую (педагогическую), имеющую принципиально другие средства.
Педагогическая практика — связующее звено между теоретическим обучением и будущей самостоятельной работой. Для многих студентов она становится «открытой дверью» в профессию. Во время педагогической практики у студента происходит рассогласование «модели» идеального учителя и «реального», формируется образ «оптимального» учителя, конкретного человека.
Подчеркивая важность учебной и производственной педагогической практики, известный педагог П.П. Блонский писал, что «педагогике невозможно научить книгами… Также необходима практика, но не копирующая (такая практика убийственна), а творческая и осознающая»
Хорошо известно, что сформированность профессионального интереса способствует положительному отношению студентов к выбранной специальности, постепенному и безболезненному включению их в самостоятельную учебную деятельность. Если студент выбрал профессию, полюбил ее, то, безусловно, будет стремиться приобретать и развивать свои знания, совершенствовать умения и навыки в этой области, а в дальнейшем попытается реализовать их в своей работе.
Студент, пришедший в школу без любви к своей профессии, превращается в урокодателя, для которого личность ученика – на втором плане. Такой преподаватель не сможет осуществлять духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения [2].
Именно во время прохождения педпрактики студент может реализовать себя в качестве учителя, проявить свои профессиональные и творческие способности, убедиться в правильности выбора будущей профессии.
Как расценивают сами студенты цель педагогической практики?
Почти все студенты считают, что смысл педагогической практики заключается в том, что она дает возможность «примерить» на себе роль учителя.
- Для некоторых студентов педагогическая практика — это возможность применять теоретические знания на практике.
- Есть такие, которые отмечают, что смысл педагогической практики в приобретении навыков общения с детьми.
- Очень редко находятся студенты, которые считают, что цель практики в школе — вооружение учащихся знаниями.
В процессе нескольких лет работы со студентами-практикантами были выявлены трудности, с которыми они сталкиваются во время прохождения педагогической практики в школе:
- Налаживание дисциплины в классе.
- Проблемы психологической подготовки к уроку.
- Отбор учебного материала к уроку.
- Отсутствие контакта с классом.
Вторая трудность связана с переводом теоретического знания в плоскость решения педагогических проблем. Студенты, имея в целом хорошие теоретические знания в области педагогики, психологии, методики, испытывают серьезные трудности при их применении в учебно-воспитательном процессе.
Беседы с начинающими учителями свидетельствуют, что сами они дают положительную оценку своей подготовке как учителя-предметника, значительно ниже как учителя-организатора, учителя-воспитателя. Именно практических знаний и глубокого понимания условий и смысла педагогической деятельности, психологической готовности не хватает студентам.
Как, например, наладить в классе дисциплину? Как в течение урока удерживать внимание учащихся? Как научиться не бояться детей? Что делать в каждом конкретном случае не с обобщенным, а с конкретным ребенком?
Именно эти и многие подобные проблемы встают перед студентами в процессе педагогической практики [1].
Многолетнее руководство педагогической практикой студентов, наблюдения за их работой в школе, анализ итогов исследования позволяют сделать следующий вывод. В педагогической практике, как представляется, изначально присутствуют факторы, препятствующие творческой деятельности будущего учителя. К числу таких факторов можно отнести:
- слабую уверенность студента в своих силах;
- сильную привязанность к определенным схемам, установку на заданный способ организации учебно-воспитательного процесса;
- опасение контроля со стороны руководителя практики, учителя-предметника, однокурсников;
- боязнь ошибиться и в связи с этим быть понятым неправильно;
- состояние повышенной тревожности, чрезмерно сильная концентрация внимания на своих переживаниях и т.д.
Необходимо научить студентов нейтрализовать эти факторы. Педагогическая практика должна носить личностно-ориентированный, творческий характер и способствовать выработке индивидуального стиля педагогической деятельности. Ее главным итогом должна быть твердая убежденность студентов в правильности однажды сделанного выбора — стать учителем, посвятить себя самой гуманной профессии на земле — воспитанию человека.
Список использованных источников
1. Блинов, В. И. Теоретические и методические основы педагогического сопровождения группы обучающихся : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев ; под общей редакцией В. И. Блинова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 133 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09149-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492381
2. Диагностическая деятельность педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. М. Борытко; под общей редакцией В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2020.- 288 с.