ВЫПУСК 8

Образование 2020-2030: будущее наступило вчера

Педагогическая практика – «открытая дверь» в профессию

34
Автор: Ветренко Ольга Владимировна, руководитель центра профориентации, маркетинга и трудоустройства ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»
Категория: Из опыта работы

Педагогическая практика для студента является очень сложным и ответственным этапом на пути к профессии учителя. Проблема профессионального становления студента в ходе педагогической практики осложняется и тем,  что одна деятельность,  еще незавершенная  (учебная),  накладывается на другую (педагогическую),  имеющую принципиально другие средства.

Педагогическая практика — связующее звено между теоретическим обучением и будущей самостоятельной работой. Для многих студентов она становится «открытой дверью» в профессию. Во время педагогической практики у студента происходит рассогласование «модели» идеального учителя и «реального», формируется образ «оптимального» учителя, конкретного человека.        

Подчеркивая важность учебной и производственной педагогической практики,  известный педагог П.П.  Блонский писал,  что  «педагогике невозможно научить книгами…  Также необходима практика,  но не копирующая  (такая практика убийственна),  а творческая и осознающая»

Хорошо известно, что сформированность профессионального интереса способствует положительному отношению студентов к выбранной специальности, постепенному и безболезненному включению их в самостоятельную учебную деятельность. Если студент выбрал профессию, полюбил ее, то, безусловно, будет стремиться приобретать и развивать свои знания, совершенствовать умения и навыки в этой области, а в дальнейшем попытается реализовать их в своей работе.

Студент, пришедший в школу без любви к своей профессии, превращается в урокодателя, для которого личность ученика – на втором плане. Такой преподаватель не сможет осуществлять духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения [2].

Именно во время прохождения педпрактики студент может реализовать себя в качестве учителя, проявить свои профессиональные и творческие способности, убедиться в правильности выбора будущей профессии.

Как расценивают сами студенты цель педагогической практики?

Почти все студенты считают,  что смысл педагогической практики заключается в том,  что она дает возможность  «примерить»  на себе роль учителя.

  • Для некоторых  студентов педагогическая практика —  это возможность применять теоретические знания на практике.
  • Есть такие, которые   отмечают,  что смысл педагогической практики в приобретении навыков общения с детьми.
  • Очень редко находятся студенты, которые считают,  что цель практики в школе —  вооружение учащихся знаниями.

В процессе нескольких лет работы со студентами-практикантами были выявлены трудности, с которыми они сталкиваются во время прохождения педагогической практики в школе:

  1. Налаживание дисциплины в классе.
  2. Проблемы психологической подготовки к уроку.
  3.  Отбор учебного материала к уроку.
  4. Отсутствие контакта с классом.  

Вторая трудность связана с переводом теоретического знания в плоскость решения педагогических проблем.  Студенты,  имея в целом хорошие теоретические знания в области педагогики,  психологии,  методики,  испытывают серьезные трудности при их применении в учебно-воспитательном процессе.

Беседы с начинающими учителями свидетельствуют, что сами они дают положительную оценку своей подготовке как учителя-предметника, значительно ниже как учителя-организатора, учителя-воспитателя. Именно практических знаний и глубокого понимания условий и смысла педагогической деятельности, психологической готовности не хватает студентам.
Как, например, наладить в классе дисциплину? Как в течение урока удерживать внимание учащихся? Как научиться не бояться детей? Что делать в каждом конкретном случае не с обобщенным, а с конкретным ребенком?

Именно эти и многие подобные проблемы встают перед студентами в процессе педагогической практики [1].

Многолетнее руководство педагогической практикой студентов,  наблюдения за их работой в школе,  анализ итогов исследования позволяют сделать следующий вывод.  В педагогической практике,  как представляется,  изначально присутствуют факторы,  препятствующие творческой деятельности будущего учителя.  К числу таких факторов можно отнести:

  • слабую уверенность студента в своих силах;
  •  сильную привязанность к определенным схемам,  установку на заданный способ организации учебно-воспитательного процесса;
  • опасение контроля со стороны руководителя практики, учителя-предметника,  однокурсников;
  • боязнь ошибиться и в связи с этим быть понятым неправильно;
  •  состояние повышенной тревожности,  чрезмерно сильная концентрация внимания на своих переживаниях и т.д.

Необходимо научить студентов нейтрализовать эти факторы.  Педагогическая практика должна носить личностно-ориентированный,  творческий характер и способствовать выработке индивидуального стиля педагогической деятельности.  Ее главным итогом должна быть твердая убежденность студентов в правильности однажды сделанного выбора —  стать учителем,  посвятить себя самой гуманной профессии на земле — воспитанию человека.

Список использованных источников

1. Блинов, В. И.  Теоретические и методические основы педагогического сопровождения группы обучающихся : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев ; под общей редакцией В. И. Блинова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 133 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09149-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492381 

2. Диагностическая деятельность педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. М. Борытко; под общей редакцией В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2020.- 288 с.

Педагогическая практика – «открытая дверь» в профессию