ВЫПУСК 8

Образование 2020-2030: будущее наступило вчера

Применение невербальных средств коммуникации в системе СПО

12
Автор: Гладков Иван Андреевич, преподаватель ГБПОУ «Нижегородский Техникум Транспортного Обслуживания и Сервиса»
Категория: В ногу со временем

В настоящее время вопрос об использовании дополнительных образовательных инструментов в системе среднего профессионального образования весьма актуален. Особенно сейчас в тренде во многих образовательных учреждениях цифровые образовательные инструменты. Однако речь пойдёт не о них. Им противопоставим такие средства обучения, которые в распоряжении педагога находятся всегда, вне зависимости от его местонахождения, аудитории, ИКТ и т.д.
Итак, к невербальным средствам коммуникации относятся:

1. Просодика. Это средство коммуникации чрезвычайно важно в педагогической практике. Им также пользуются музыканты, артисты, политики, управленцы различных уровней и люди других специализаций. Здесь сила инструмента заключена в интонации, которой управляет оратор. Также говорящий может изменять громкость своего голоса, тембр и высоту голоса. Но именно педагог просодикой может пользоваться с целью ускорения либо замедления речи. То есть давать учащимся информацию порционно с определённой скоростью, делая в нужных местах паузы. Здесь просодика соприкасается с хронемикой. Хронемика – инструмент, дающий умение воспринимать и использовать время. Также учитель может делать акцент на некоторых звуках и буквах в словах, например на гласных «О», «У» и других, или выделять союзы, с целью привлечения внимания учеников. Секрет использования этого средства заключается в разбивании информационного потока на блоки разной величины и передача их с определённой скоростью с добавлением акцента или без него.

2. Экстралингвистика. Как и просодика, является серьёзным инструментом педагога. К экстралингвистике относятся вдохи и выдохи, вздохи, «охи и ахи». Здесь экстралингвистика граничит с вербальными средствами коммуникации, через использование междометий, таких как «Ну», «Ау», «Ого», «Аяй», «Оёй», «Ах» и других. Опять же, к примеру, смех, плач, кашель, причмокивания также относятся к экстралингвистике. Преподаватель может начать покашливать, призывая таким действием аудиторию учащихся к тишине. А может прибегнуть и к просодике, понизив громкость голоса.

3.Проксемика. В какой-то степени также может использоваться педагогом как инструмент. Здесь в основе лежит дистанция между аудиторией и педагогом. Педагогу, как и артисту, иногда нужно «выйти в зал», чтобы перестать «читать монологи» и наладить диалог с аудиторией. К примеру, преподаватель может уйти со своего рабочего места и занять свободное место в кабинете и продолжить преподносить информацию дальше.

4. Такесика. Тоже имеет право присутствовать в наборе инструментов педагога. К такесике относятся рукопожатия, поцелуи, похлопывания, «ладушки», «дай пять», толчки и лёгкие удары. Конечно, целоваться со всеми без разбора и жать руки каждому студенту преподавателю не следует, но призвать детей в качестве «разминки» поиграть друг с другом в ладушки вполне реально. Также можно поздравить студента со сдачей экзамена на «отлично» призывом «дай пять». Это обогащает процесс обучения эмоционально.

5. Кинесика. Теперь про кинесику. Весомый и очень необходимый инструмент невербального общения. К кинесике относятся позы, жесты, мимика, походка, взгляды. Педагог должен владеть этими средствами коммуникации. Позу в целом формирует положение частей тела. Поза имеет значение в процессе преподавания. Закрытые позы можно принимать при неправильном ответе, тем самым «говоря» ученику, чтобы он «подумал получше» и ответил верно.  Касательно жестов, то они выполняются многими частями тела. Например, головой, шеей (покачивания, кивки, вращения), руками (взмахи, круговые движения). Если пальцами, то это щёлчки, указания, если ногами то это покачивания, притопывания. Если глазами то это моргания, закатывания и т.д., бровями — поднимание, опускание. Умение владеть своей мимикой, должно присутствовать, на начальном уровне, у каждого педагога. Значение кинесики в практике преподавания очевидно.

6. Хронемика – это искусство пользоваться временем в процессе невербального общения. Преподаватель обязательно должен уметь ориентироваться во времени. Разделить временной промежуток, выделенный на занятие, на сегменты и наполнить эти сегменты содержанием, разным по своей природе. Именно тогда ученикам будет интересно учиться, и они не заметят, как кончится урок. Преподавателю нужно учиться этому мастерству. Беречь отведённое на образовательный процесс время. Ценить время, отведённое на отдых между занятиями. Также давать отдохнуть ученикам как во время занятия, так и между занятиями. Таким образом, невербальные средства коммуникации занимают обширную нишу в арсенале инструментов педагога наряду с вербальными средствами общения, цифровыми инструментами, информационно-коммуникационными технологиями, наглядными пособиями, моделями, и т.п.

Применение невербальных средств коммуникации в системе СПО