ВЫПУСК 8

Образование 2020-2030: будущее наступило вчера

Развитие мотивации, как эффективного способа организации познавательной деятельности студентов к изучению математики

37
Автор: Киреева Екатерина Валентиновна, преподаватель ГБПОУ РО «Ростовский-на-Дону автотранспортный колледж»
Категория: Из опыта работы

Специфичный характер математики, ее внутренние закономерности и потребность поочередного изучения ее разделов постоянно порождали различные трудности преподавания данного предмета. Один из методов повышения мотивации к изучению математики: формирование и развитие у обучающихся познавательного интереса.

В нашем государстве наука и техника предъявляют все более высокие требования к организации и методике обучения студентов. Для того чтобы удовлетворять этим растущим требованиям учебное заведение должно расширять круг преподаваемых знаний, умений и навыков, углублять и увеличивать область получаемых студентами знаний. Современная концепция обучения подростков все чаще и чаще обращается к его личности, к тем внутренним процессам, которые вызываются у него деятельностью, общением и специальными преподавательскими воздействиями.

Неумение объяснить значимость математики в жизни общества порождает у обучающихся взгляд на математику как на скучную, сухую, неинтересную науку.

Одним из методов достижения данной цели является зарождение, формирование, развитие и поддержание у обучающихся познавательного интереса [1].

Согласно полученным современным сведениям, интерес обучающихся к получению качественного образования непрерывно падает. Каковы причины? В данной работе необходимо раскрыть причины снижения познавательного интереса и показать возможные варианты его формирования, выработавшиеся в ходе большого опыта человечества в обучении студентов математике.

Великий ученый-математик Паскаль отмечал, что «предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать возможности сделать его немного более занимательным».

Мотивация – это то, что побуждает человека к деятельности. В широком значении к мотивам можно также отнести потребности человека, его эмоции.

Для мотивации важен способ и занимательность изложения материала (интересные, необычные примеры, парадоксальные факты, занимательные опыты), нетрадиционная форма подачи материала, вызывающая разные эмоции у обучающихся. Не меньше повышают интерес познавательные игры, ситуации спора и дискуссии, обсуждения, проекты.

Увеличение интеллектуальной нагрузки на занятиях математики вынуждает думать над тем, как поддержать и не потерять интерес обучающихся к излагаемому материалу, их активность в ходе всего занятия.

Проблема развития мотивации к изучению математики у обучающихся колледжа является актуальной.

Объектом данного исследования является педагогическая деятельность преподавателя математики в колледже.

Предмет исследования – развитие интереса у обучающихся колледжа к изучению математики

Практической значимостью работы являются разработанные методы для изучения математики студентов-первокурсников с целью повышения их мотивации к обучению. Данные, полученные в ходе исследования, позволяют повышать качество преподавания математики студентам в колледже.

Исследование показало, что важную роль в мотивации обучающихся к изучению математики играет содержание учебного материала.

Для этого содержание учебного материала должно быть вполне доступно обучающимся, должно исходить из имеющихся у них знаний и опираться на них и на жизненный опыт, но в то же время материал должен быть достаточно трудным и сложным, чтобы не потерялся интерес у способных студентов.

Помимо содержания учебного материала влияет на мотивацию также организация учебной деятельности.

В моей педагогической практике использование следующих мотивационных элементов в преподавании студентам математики оказались самыми эффективными:

1.Математическая разминка. Этот прием фронтальной работы, вовлекающий в деятельность всю группу, развивает быстроту реакции, умение слушать и слышать вопрос, четко и конкретно мыслить. Разминку всегда лучше делать разной. Например, творческой, или на скорость и быстроту реакции, или направленную на повторение прошлой темы. Этот прием позволяет настроить студентов на занятие, сконцентрировать внимание. Облегчить работу преподавателя можно, если использовать различные онлайн-сервисы, тесты и квизы с автоматической проверкой.

 2. Дидактические игры

Дидактические игры можно рассматривать не только как возможность эффективной организации взаимодействия учителя и учащихся с присущими им элементами соревнования, но и как метод формирования исследовательских навыков. Игры – это то, что позволяет вовлекать в образовательный процесс обучающихся любых возрастов. [2]

3. Использование практических задач профессиональной направленности обеспечивается лучшее освоение математической теории, студенты учатся самостоятельному выполнению заданий, приемам поиска, исследования и доказательства, основным мыслительным операциям, выделению существенных свойств математических объектов, формируется интерес к предмету.

4. Использование элементов проблемного обучения помещает студентов в условия, которые вызывают у них мышление, способное автоматически применять выученный материал, а также открывать для себя что-то новое, развивать логическое и критическое мышление.

5. Метод проектов. В моей педагогической деятельности наиболее успешным и необычным был проект «Математика на улицах моего города». Цифры окружают нас везде: улицы, названные в честь великих математиков, математические термины. Проект несет культурную и познавательную функции.

Итак, практическая направленность содержания учебных проблем является мощным средством создания внутренней мотивации учения математики для дальнейшего развития личности и подготовки к будущей профессиональной деятельности. Дидактические игры, проекты необходимо совмещать с инновационными технологиями, с использованием онлайн-сервисов. Совмещая нестандартные приемы обучения между собой, можно заметно повысить мотивацию к обучению студентов СПО. Если есть мотивация, следовательно, есть положительный результат, а если есть результат, следовательно, появится новая мотивация, возможно, более высокого уровня.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность// Избранное. Психологические произведения: 2 т./Под ред. В.В.Давыдова и др.  М.,- 1993.
  2. Закиева Л. Р., Хадиева Ф. И. Проектная деятельность педагога// Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 6-7.
  3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть II: Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. учеб. заведений. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Учитель», 2005.
  4. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение,1990.
  5. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике. – М.: Просвещение, 1995.
Развитие мотивации, как эффективного способа организации познавательной деятельности студентов к изучению математики