Категория: Вопросы профориентации
Реализация модели многоуровневого профориентационного образования в условиях профессиональной образовательной организации
Повышение качества профориентационной работы является сегодня актуальной задачей для всех образовательных организаций, в том числе профессиональных. Традиционно профориентационная работа в данных учреждениях сводилась к участию в Ярмарках учебных мест, проведению Дней открытых дверей, работе с учителями-предметниками, классными руководителями и родителями абитуриентов, к участию в проведении родительских собраний в школах, выпуску «рекламной» продукции (буклеты, информационные листы и др.) и т.д.
Однако такая практика не способна преодолеть существующие проблемы в системе профориентации среднего профессионального образования (СПО), связанные с недостаточной привлекательностью рабочих профессий для населения, недостаточно высоким имиджем организаций СПО в обществе [7]. Среди обучающихся и молодежи на сегодняшний день преобладают идеалистические представления о будущей профессии. Во многих регионах Российской Федерации сохраняется тенденция выбора выпускниками общеобразовательных организаций гуманитарных направлений, подготовка по которым осуществляется в образовательных организациях высшего образования. Эта ситуация становится крайне неприемлемой на фоне дефицита высококвалифицированных рабочих и специалистов в производственном секторе экономики.
В настоящее время назрела необходимость в выработке инновационных подходов к профориентационной работе, в том числе в условиях профессиональной образовательной организации, которая является основой осознанного самоопределения и мотивированного профессионального образования.
Городецкий Губернский колледж предлагает современную модель построения профориентационной работы на основе Концепции многоуровневой профессиональной ориентации, разработанной министерством образования, науки и молодежной политики Нижегородской области [3].
В рамках деятельности инновационной площадки с 2017 года под руководством Петрова А.Ю., доктора педагогических наук, декана факультета профессионального технологического образования ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» педагогический коллектив колледжа решал следующие задачи:
— разработать и оформить систему многоуровневой профориентационной работы в условиях профессиональной образовательной организации;
— организовать деятельность по ранней профориентации дошкольников и младших школьников через доступные виды детской деятельности с использованием международных стандартов WorldSkills Russia (чемпионата Молодых профессионалов);
— реализовать практико-ориентированный подход в системе многоуровневой профориентационной работы при подготовке будущих специалистов;
— создать учебно-методическое обеспечение реализации системы многоуровневой профориентации;
— обобщить и провести анализ результатов реализации модели многоуровневой профориентации в условиях профессиональной образовательной организации (ПОО).
В основу новой системы профориентационной работы легла идея о том, что профориентационное образование – это длительный и сложный процесс, который осуществляется на всех этапах жизни человека и охватывает профессиональную ориентацию:
- детей дошкольного возраста. Цель этапа – формирование положительного эмоционального отношения к профессиональному миру – видам профессиональной деятельности и людям труда. На этом этапе дети приобретают первоначальные трудовые умения, выполняя доступные их возрасту виды деятельности на основе ранних профессиональных проб;
- обучающихся младшего школьного возраста (I — IV классы). Цель этапа – формирование у детей любви и добросовестного отношения к труду, понимания роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к миру профессий на основе развития первоначальных трудовых умений в ходе ранних профессиональных проб;
- обучающихся среднего школьного возраста (V — VII классы). Цель этапа – формирование у подростков профессиональных предпочтений, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Обучающиеся включаются в деятельность, связанную с профилем дальнейшего обучения (в соответствии с предполагаемой сферой профессиональной деятельности);
- обучающихся среднего школьного возраста (VIII — IX классы). Цель этапа — определение обучающимися личностного смысла в выборе направления профессионального образования. В результате полученных знаний о профессиях, востребованных на рынке труда, учащийся должен сформировать умения, необходимые для профессионального выбора, осуществить профессиональные пробы, и определиться с выбором дальнейшей образовательной траектории;
- обучающихся профессиональных образовательных организаций. Цель этапа – формирование профессиональных знаний, умений и опыта, развитие общих и профессиональных компетенций; самоутверждение в правильности профессионального выбора. На этом этапе осуществляется «вхождение» в профессиональную деятельность, формируются основы профессионального мастерства, освоение методов карьерного проектирования;
- молодых специалистов. Цель этапа – совершенствование уровня профессионального мастерства в процессе трудовой деятельности, адаптация к постоянно меняющимся условиям труда и повышение качества профессиональной культуры, формирование траектории карьерного роста специалиста;
- работников организаций. На этом этапе продолжается процесс профессионального и личностного развития человека, возникает необходимость расширения сферы его профессиональной деятельности и освоения им новых компетенций.
В условиях колледжа многоуровневая модель профориентационного образования выглядит следующим образом:
Реализации намеченных задач инновационной деятельности в области профориентации способствовала развитая и оборудованная по стандартам WorldSkills материально-техническая база колледжа, автономный режим деятельности, использование инновационных технологий управления и организации образовательного процесса, в том числе проектных технологий. Особое значение приобретают функционирование высокотехнологичного ресурсного центра колледжа, реализация инновационных образовательных проектов, работа творческих групп преподавателей.
Для реализации ранней профориентационной работы в условиях профессиональной образовательной организации колледж провел работу по совершенствованию образовательной деятельности обучающихся специальностей 44.02.01 Дошкольное образование и 44.02.02 Преподавание в начальных классах по освоению профессиональных и общих компетенций и по формированию их практического опыта в работе с детьми базовых дошкольных учреждений и школ Городецкого муниципального района. Обучающиеся погружали дошкольников и младших школьников в мир профессий как с помощью традиционных методов и форм: бесед, чтения и обыгрывания стихов о профессиях и т.д., так и на основе использования Smart-технологий, просмотра презентаций и видеоматериалов о различных профессиях, самостоятельного выполнения трудовых операций детьми – первые профессиональные пробы в доступных видах деятельности. Итогом погружения в профессию стал чемпионат в формате WorldSkills Russia – BabySkills среди воспитанников дошкольных учреждений и учащихся начальных школ Нижегородской области [1]. Чемпионат BabySkills от районного уровня с 2018 года стал инновационным проектом Нижегородской области, который помогает решать обозначенные проблемы. За 5 лет в нем поучаствовало уже более 1500 дошкольников и младших школьников. Более 1200 педагогических работников общего образования используют инновационный формат чемпионата при организации профориентационной работы. В 2022 году прошел международный чемпионат BabySkills с участием Белоруссии, Казахстана, а также Костромской, Нижегородской, Кировской областей и Республики Марий Эл.
На основе договора о сетевом взаимодействии с Управлением образования Городецкого района развивается конкурс «Texno-профи», который проходит на базе высокотехнологичного ресурсного центра колледжа. Ранние профессиональные пробы на основе стандартов юниорской линейки чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) привлекают школьников к выполнению различных видов профессиональной деятельности в мастерских, лабораториях и на полигонах колледжа. Конкурс «Texno-профи» вызвал интерес у школьников Балахнинского, Сергачского, Чкаловского районов Нижегородской области и продолжает привлекать новых участников. Победители и призеры конкурса становятся участниками регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по различным юниорским компетенциям.
Профориентация обучающихся колледжа также становится одной из важных образовательных задач. Программой развития колледжа на 2022-2025 гг. предусмотрено повышение практической направленности обучения и воспитания через использование форм, приближенных к профессиональной деятельности (профессиональных конкурсов с использованием информационных технологий и практических ситуаций, молодежных объединений по профессиям и т.д.), реализация мероприятий по формированию интереса к профессии, участие обучающихся в олимпиадах профессионального мастерства и чемпионатах WorldSkills Russia. Большим потенциалом в этом направлении работы обладает система дополнительного образования колледжа, которая на сегодняшний день включает в себя более 40 молодежных объединений различной направленности, а также организация внутриколледжных олимпиад и профессиональных конкурсов по стандартам WorldSkills Russia.
Обязательным элементом системы многоуровневой профориентационной работы стали помощь молодым специалистам, организация обучения современным методам ранней профориентации детей сотрудников дошкольных образовательных учреждений и школ, методическое и организационное сопровождение чемпионатов и конкурсов профессионального мастерства среди специалистов на основе использования международных стандартов WorldSkillsRussia (чемпионата «Молодые профессионалы»).
Таким образом, на основе инновационных подходов и обладая мощным ресурсным потенциалом, Городецкий Губернский колледж обеспечивает непрерывное профориентационное образование подрастающего поколения и молодежи с учетом региональных особенностей и современных международных стандартов. Реализация модели многоуровнего профориентационного образования способствует осознанному выбору молодежи будущей профессии, успешной адаптации специалистов на рабочем месте, повышению качества среднего профессионального образования, развитию кадрового потенциала в соответствии с социально-экономическими требованиями экономики региона.
Литература:
1. Ериков В.И., Голычева Л.С., Жилина И.В. и др. Реализация системы работы по ранней профориентации в рамках профессиональной образовательной организации (из опыта работы ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж»): учебно-методическое пособие – Городец, 2019.
2. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: учеб. пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1988.
3. Концепция многоуровневой профессиональной ориентации в Нижегородской области. – Н.Новгород, 2021.
4. Мутырова, А.С. Педагогическая система профориентационной работы вуза в условиях непрерывного образования: автореф. дисс… канд.пед.наук;спец. 13.00.08 / А.С. Мутырова. – Астрахань, 2018.
5. Панов, А.И. Профориентация обучающихся: сборник материалов. – Томск: ТОИПКРО, 2017.
6. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: методическое пособие. – Самара: Изд-во ЦПО, 2013. – 45 с.
7. Реформа среднего профессионального образования (отечественный и зарубежный опыт) // Бюллетень о сфере образования. — №11. – 2020.
8. Сибгатова К.И. Профориентационная работа в интегрированной системе «школа-колледж-предпритяие»: автореф. дисс. … канд. пед.наук; спец.13.00.08/ К.И. Сибгатова. – Казань, 2018.