Категория: Из опыта работы
Роль дополнительного образования и внеклассных мероприятий в адаптации студентов I курса
Совершенствование системы среднего профессионального образования требует внедрения в практику комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому студенту нового набора, в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями, условий развития, формирования полноценной адаптированной личности, получения профессионального образования. Это требует серьезного подхода к организации педагогическими работниками техникума периода адаптации первокурсников и психолого-педагогического сопровождения студентов в этот период.
Процесс адаптации направлен на решение следующих проблем:
- Школьный стереотип отношения к процессу обучения
- Ощущение полной свободы от родительской опеки
- Незнание прав и обязанностей студента
- Отсутствие навыков самостоятельной работы
- Неуверенность в общении в новом коллективе.
Цель: Создание оптимальных условий для адаптации студентов в учебной жизни.
Задачи:
- Проведение воспитательно-информационных мероприятий для студентов
- Оказание индивидуальной помощи каждому нуждающемуся студенту, работа с родителями.
Аспекты адаптации студентов-первокурсников к условиям техникума:
- Адаптация к условиям учебной деятельности, приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, иному режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни
Мероприятия:
- Ознакомление
студентов со структурой учебного заведения, с режимом, требованиями и правилами
поведения, с обязанностями и правами студентов (Устав техникума, правила
внутреннего распорядка)
- Составление социального паспорта групп и выявление детей группы риска, которые требуют к себе особого внимания
- Строгий контроль посещаемости.
- Ликвидация пробелов знаний
- Родительские собрания
- Адаптация
к будущей профессии, усвоение профессиональных знаний, умений, навыков, качеств
- Анкетирование студентов, выявление причин поступления.
- Презентации выбранных профессий
- Экскурсии на предприятия.
Хочу подробнее остановиться на мероприятиях, направленных на адаптацию в новом коллективе посредством дополнительного образования и внеклассных мероприятий.
В начале учебного года студенты-первокурсники от педагогов-организаторов, преподавателей получают информацию о кружках, секциях, в которых они могут заниматься.
В настоящее время в техникуме действует 18 кружков и секций. В них занимаются около 300 первокурсников.
Наряду с развитием творческих, технических способностей, коммуникативных умений, лидерских и физических качеств, несомненно, занятия в кружках и секциях способствуют и адаптации студентов 1 курса, поскольку способствуют более тесному общению с преподавателями, однокурсниками, а также с ребятами старших курсов.
Занятия по дополнительному образованию проводятся не только в аудиториях техникума. Некоторые педагоги дополнительного образования организуют экскурсии по Нижнему Новгороду, в музеи в рамках работы кружков «История родного края» и «Экскурсионный Нижний». Подобные формы помогают увидеть студентов в неформальной обстановке, где проявляются качества, может быть, незаметные во время учебной деятельности. Подобные наблюдения за студентами помогают преподавателям, мастерам, классным руководителям при необходимости скорректировать работу с первокурсниками.
Кружок «Я – лидер», руководителем которого является Цветкова Надежда Алексеевна, ведет свою работу с командирами групп и их заместителями, занятия в кружке помогает развивать лидерские способности, чувство ответственности, а группе помогает в адаптации, так как появляется не просто командир группы, а лидер, за которым хочется следовать.
Также в адаптации 1 курса играет немалую роль организация экскурсий в музей техникума, ведь знание истории нашего учебного заведения дает обучающимся понимание, к чему стремиться, у них возникает чувство уважения к техникуму, его педагогам, а где-то побуждает к исследовательской работе, что способствует вовлечению студентов в работу музея техникума.
Ежегодно в техникуме проводятся мероприятия, которые также способствуют адаптации студентов первого курса, для них мы стараемся организовывать такие мероприятия, к участию в которых можно привлечь максимальное количество студентов. В этом учебном году прошли следующие мероприятия для 1 курса: веревочный курс, День первокурсника.
1 . Веревочный курс представляет собой серию тренинговых упражнений. Это программа самообучения группы, в которой её участники находят решения, руководствуясь лишь собственным опытом. Каждая команда должна была пройти разминку и 8 этапов, на которых были даны определённые задания. Здесь был важен успех и полученный опыт. В процессе преодоления трудностей группы сплотились, веревочный курс прошел в атмосфере взаимного доверия и поддержки. Его проводили заранее подготовленные лидеры ученического самоуправления техникума. Это мероприятие было проведено по форме наставничества студент-студент над первокурсниками, для нашего техникума это важное мероприятие, которое способствует адаптации первокурсников. Несомненно, данное мероприятие очень полезно для мастеров и классных руководителей 1 курса, поскольку они смогли получить дополнительную, а иногда и новую информацию о личностных особенностях обучающихся, определиться с активом группы.
Проводится у нас традиционный концерт, посвященный Дню учителя, в котором также принимают участие не только студенты старших курсов, но и первокурсники.
2. Самый главный праздник всех первокурсников — это День первокурсника. Задания для первокурсников разработаны таким образом, чтобы они могли реализовать как можно больше своих способностей. Это и артистические, вокальные, логические, художественные способности. Также задания позволяют в рамках подготовки к мероприятию охватить большой процент студентов группы, ведь участниками становятся не только те студенты, которые непосредственно находятся на сцене, но и те, кто готовит видеоролик, занимается оформлением стенгазеты, и т.п.
Таким образом, видно, что социализация и адаптация являются неотъемлемыми элементами жизни каждого человека и в юности, и в период, связанный с началом обучения в техникуме, ведь именно на этом этапе формируется взрослая и самодостаточная личность.
Библиографический список:
1. Авдиенко Г.Ю. Влияние мероприятий психологической помощи студентам в начальный период обучения на успешность адаптации к образовательной среде вуза // Вестник психотерапии. — 2007. — № 24. — С. 8-14.
2. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. — М.: Директ-Медиа, 2013. — 134 с
3. Архипова А.А. Адаптация студентов как одно из условий самореализации личности // Педагогические науки. — 2010. — № 3. — С. 173-177.
4. Колмогорова Л.А. Особенности мотивации учения и адаптации студентов-первокурсников с различными типами профессионального самоопределения // Мир науки, культуры, образования. — 2008. — № 4. — С. 100-103