Категория: В помощь молодому педагогу
Система наблюдений за объектами живой и неживой природы на прогулке (старшая группа)
Задачи:
- Расширять представления о природе, живых и неживых объектах;
- Учить сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;
- Формировать основы экологической культуры.
Срок реализации: один месяц (март)
Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в реализации этой проблемы отводиться экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.
Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Продуманное, системное знакомство с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов), сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособлений растений и животных к сезону и среде обитания), обобщение (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).
Методы экологического образования традиционны и прошли проверку временем: наглядные (наблюдение, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций), словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклора), практические (экологические игры, опыты, труд детей в природе).
1.НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ.
Цели:
— формировать понятия о смене времен года;
— дать представление об особенностях каждого сезона
ХОД НАБЛЮДЕНИЯ
Улеглись в полях метели
В белоснежные постели.
Отдохнуть пришла пора!
У крыльца звенят капели,
Воробьи повеселели,
Гонят зиму со двора!
П. Образцов
Март-первый весенний месяц. Но поглядите в окно: идет снег, ветер качает голые сучья деревьев. Все по-зимнему, и не верится, что зима уже позади. А весна все-таки приближается. Солнце всходит раньше семи часов утра и заходит около восьми вечера, значит, день прибавился почти на пять часов.
21 марта – день весеннего равноденствия, т.е. день по долготе равен ночи. Дальше он будет все прибывать, а ночь уменьшаться.
Март – это весна света. Выдаются такие деньки, когда с утра разойдутся тучи, выглянет солнце и осветит укрытую снегом землю. Вот тут-то скажешь, что метелям и вьюгам приходит конец. Невольно жмуришь глаза, и не хочется уходить со двора.
Воспитатель задает детям вопросы.
- Перечислите признаки весны.
- Какой сейчас месяц?
- Что происходит со снегом весной?
- Как изменяется жизнь человека весной?
2. СОЛНЦЕ – ИСТОЧНИК ТЕПЛА И СВЕТА.
Цели:
— формировать представление о том, что Солнце является источником света и тепла;
— развивать умения мыслить, рассуждать, доказывать;
— воспитывать бережное отношение к природе.
ХОД НАБЛЮДЕНИЯ
Воспитатель:
— Что нужно для роста растений, животных?
Ответы детей:
Воспитатель:
— Что дает солнце?
Ответы детей:
Воспитатель: Солнце – источник света, тепла и жизни на Земле. Во все стороны от него распространяется свет и тепло. Если бы Солнце стало холодным, то Земля погрузилась бы в темноту. От холода и темноты погибли бы все растения и животные.
Солнце – раскаленное шарообразное тело, его можно сравнить с горящей печкой, раскаленным железом.
Раскаленное вещество излучает свет, т. е. светит. Вот и Солнце тоже светит, его свет доходит до Земли, поэтому днем нам тепло и светло. Свет от Солнца до Земли доходит 8 минут 19 секунд. Солнце светит необычайно сильно, поэтому, даже находясь от него на большом расстоянии, мы не можем на него смотреть прямо, больно глазам. Кроме света
от раскаленных тел исходит тепло. Вот и солнце отдает тепло другим планетам, а также нашей Земле. Поэтому на солнышке мы греемся, нам тепло.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Предложить посмотреть на солнце и ответить на вопросы.
-Что вы ощущаете, когда обращаете лицо к солнцу?
— Можно ли на него смотреть прямо, не больно ли глазам?
Положить два камешка. Один – на солнышко, другой в тень, закрыв деревянным ящичком, чтобы там было темно. Через некоторое время проверить, какой камешек теплее. Сделать вывод, что на солнце предметы нагреваются быстрее, чем в тени.
3. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОЛНЦЕМ
Цель:
-помочь обнаружить связи между теми или иными признаками погоды, сезонными изменениями в жизни растительного и животного мира, влиянием солнца на живую и неживую природу.
Х О Д Н А Б Л Ю Д Е Н И Я
Люди добрые, солнцу красному,
Лику ясному
Поклоняйтеся, улыбайтеся
Распрекрасному.
В. Брюсов
Важнейшим фактором, определяющим погоду, является солнце – источник жизни, света и энергии. Весной солнце начинает подниматься все выше и выше, тем сильнее оно греет землю, поэтому погода теплее.
Воспитатель:
— Когда вы возвращаетесь с прогулки, замечаете, где находится солнце?
Ответы детей:
Воспитатель:
— Почему вы чувствуете, что весна уже наступила?
Ответы детей:
Воспитатель:
— Что происходит с растениями, когда солнце ярко и долго светит?
Ответы детей:
Воспитатель:
— Что случится, если солнце не будет светить?
Ответы детей:
4.НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВЫСОТОЙ СТОЯНИЯ СОЛНЦА
Цель:
-закреплять знания о влиянии солнечной энергии на жизнь растений, животных и человека.
ХОД НАБЛЮДЕНИЯ
Воспитатель загадывает детям загадку.
Что выше леса,
Краше света,
Без огня горит?
Без него плачемся,
А как появится –
От него прячемся.
( Солнце.)
Воспитатель:
— Чем выше солнце, тем теплее и длиннее день. От тепла тает снег, нагревается земля и появляются проталинки. Начинает расти трава.
— Что же еще происходит в природе?
(Установить и закрепить представления об экологических связях)
— Где восходит и где заходит солнце?
Ответы детей:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее.
Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые.
С помощью чего можно долгое время смотреть на солнце?
( Темных стекол)
5. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПТИЦАМИ НА УЧАСТКЕ ДЕТСКОГО САДА.
Цели:
— учить различать птиц по оперению, размеру, голосу;
— развивать наблюдательность, память;
— воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.
ХОД НАБЛЮДЕНИЯ.
Трава опять зазеленела,
И закудрявились леса.
«Весна! Весна! Пора за дело!» —
Звенят уж птичек голоса.
Сухие прутики, солому,
Кусочки мха они несут –
Все пригодится им для дома,
Чтоб для птенцов создать уют.
И заливаются на ветках
Синицы, воробьи, скворцы,
Ведь скоро в гнездах будут детки –
Их желторотые птенцы.
Воспитатель задает детям вопросы.
- Какие птицы прилетают к нам на участок?
- Как вы им помогаете?
- Какого они размера?
- Какую пользу приносят птицы?
- Какая у них окраска?
- Чем питаются?
- Какие изменения в жизни птиц происходят весной?
- Как птицы заботятся о своем потомстве?
- Каких птиц вы еще знаете?
6. НАБЛЮДЕНИЕ «СЛЕДЫ ПТИЦ НА СНЕГУ».
Цель: закреплять умение распознавать птичьи следы на снегу.
ХОД НАБЛЮДЕНИЯ
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Кто прошелся по дорожке
И оставил здесь свой след?
Это птичка-невеличка,
А зовут ее…(Синичка).
Предложить детям рассмотреть следы на снегу возле кормушки.
Воспитатель:
— Как вы думаете, чьи это следы животных или птиц?
— Что такое след?
Ответы детей: ( Отпечаток, оставшийся на снегу)
Воспитатель:
— Почему на снегу остаются птичьи следы?
Ответы детей: (Под лапками, от тяжести тела птицы, ломаются лучики холодных снежинок.)
Раздать детям карточки с нарисованными следами птиц. Предложить определить, каким птицам принадлежат следы на рисунке, и найти подобные на снегу.
Воспитатель:
— Как вы думаете, что можно узнать о птице по ее следу?
Ответы детей: ( Размер птицы; как она передвигалась, в каком направлении; делала ли остановки.)
7. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВОРОНОЙ И СОРОКОЙ
Цель: учить сравнивать ворону и сороку, закреплять представление о птичьем мире, знать характерные их особенности, находить отличительные признаки (внешний вид, голос, повадки).
ХОД НАБЛЮДЕНИЯ
Воспитатель загадывает детям загадки.
Птица серая парила,
Крылья черные раскрыла,
Громко каркнула она,
Только курочка ушла:
Под крылом хохлатка
Спрятала цыпляток!
От кого, ребятки,
Прячутся цыплятки? (от вороны)
Длиннохвостая она,
Со спины черным – черна.
Брюхо белое по плечи,
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит – вмиг
Поднимает стрекот – крик! (Сорока)
В народе считают, если песня вороны не похожа на карканье, а напоминает мурлыканье котенка, это предвещает скорый приход весны. Если ворона расположилась на ночлег на кончиках ветвей – значит ночь будет теплая, если птицы прижались к стволу – жди мороза.
Вороны и сороки зимуют вместе с нами. Сорока строит большое прочное гнездо, которое с боков и сверху прикрыто сучьями, образующими высокую крышу и придающими постройке шаровидную форму. Крыша служит надежной защитой от хищных птиц и мороза. Для строительства гнезда сорока использует самые неожиданные материалы: блестящие предметы, тряпки, проволоку и т. д.
Воспитатель:
— Ребята, что вы знаете о вороне? Какая она по характеру? За что ее не любят? Что в ней положительного?
Ответы детей:
Ворону называют серой разбойницей. Многие не любят ворон за нахальство, воровские привычки. И все же нет у нас птицы умнее, хитрее, находчивее: и пакет с молоком откроет, и черствый сухарь в луже размочит, и грецкий орех расколет. А если кто решится к вороньему гнезду подобраться — берегись. Со всей округи соберутся соседи и прогонят незваного гостя.
Воспитатель:
— А вы знаете вороньих родственников?
Ответы детей: (Грач, галка, сорока)
Воспитатель:
— В чем сходство и различие между вороной и сорокой?
Ответы детей:
Сороку-белобоку вы хорошо знаете. Лесные обитатели уважают сороку. Она длиннохвостая, везде летает, все слышит. Обо всем знает. Застрекотала сорока в кустах – насторожились, притаились звери и птицы. «Опасность, опасность!» — стрекочет сорока, и всем понятен ее язык.
ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ.
Цель: обогащение знаний детей о том, что птицы – живые существа, а это значит, что они дышат, питаются, видят, слышат, растут, чувствуют.
Развитие эмоционального отклика на страдания птиц.
Воспитатель рассказывает детям о том, что в лесу произошел пожар и что нужно помочь пожарным. Дети должны спасти птиц из горящего леса.
Ребенок спасает игрушку-птицу и доставляет на спасательную станцию, где ее осматривают врачи- ветеринары, называют поврежденный орган и последствия этого повреждения для жизни птицы, оказывают помощь.
Перед игрой воспитатель знакомит детей со знаком повреждения (красный крестик), наклеенным на разные органы птиц.
8. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПЕРЕЛЕТНЫМИ ПТИЦАМИ
Цель: расширять представление о перелетных птицах; воспитывать познавательный интерес к птицам.
ХОД НАБЛЮДЕНИЯ.
Трава опять зазеленела,
И закудрявились леса.
« Весна! Весна! Пора за дело!»-
Звенят уж птичек голоса.
Сухие прутики, солому,
Кусочки мха они несут –
Все пригодится им для дома,
Чтоб для птенцов создать уют.
И заливаются на ветках
Синицы, воробьи, скворцы,
Ведь скоро в гнездах будут детки –
И желторотые птенцы.
Воспитатель:
— Какие изменения происходят весной в жизни птиц?
Ответы детей: (Становится тепло, все больше корма, прилетают перелетные птицы)
Воспитатель:
— Назовите птиц, первыми прилетающих с юга.
Ответы детей: ( Грачи, скворцы)
Воспитатель:
— Какие птицы прилетают к нам на участок? Как вы им помогаете?
Ответы детей:
Воспитатель:
— Чем питаются птицы?
Ответы детей:
Воспитатель:
— Какую пользу приносят птицы? Как заботятся о своем потомстве?
Ответы детей:
Воспитатель:
— Каких перелетных птиц вы еще знаете?
Ответы детей:
Воспитатель: Знаете ли вы, как выстраиваются птицы при перелете?
Во время перелета птицы придерживаются определенного порядка. Так им удобней и легче лететь. Журавли летят клином – углом. Цапли и гуси – шеренгой. Утки выстраиваются в линию (друг за другом), а мелкие насекомоядные птицы летят скученной стаей.
Предложить детям собраться вместе для «перелета»: построиться клином, прямой линией и т.д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы. – М.: ТЦ Сфера, 2018 – 208 с.
2.НиколаеваС.Н. Парциальная программа «Юный эколог» Система работы в старшей группе детского сада – М.: Мозаика – Синтез, 2016 – 192 с.
3.Соломенникова О.А.Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2016 – 112 с.