Категория: В помощь молодому педагогу
Современные игрушки в ДОУ
Цель:
— формирование профессиональной позиции о выборе современных игрушек на основе активной совместной деятельности
Задачи:
— закрепить представления о понятии «игрушка», педагогических требованиях к ней;
— уточнить представления о содержании понятия «современный»;
— формировать навыки формулирования единого группового решения о наличии в окружении ребенка той или иной игрушки
— развивать речь через активное обсуждение полярных точек зрения о современных игрушках: польза – вред на основе использования конкретных примеров;
— воспитывать чувство патриотизма через характеристику и восприятие образов отечественных игрушек.
Материал:
— демонстрационный:
- презентация к учебному занятию;
- видеоматериалы (ролик росткачество – слайм; мнение психолога об игрушке поп-ит)
- планшеты для выполнения теста
- нетбуки для проведения экспертизы
- картинка QR-кода для входа в тест
- таблички на доске с содержанием пройденных вопросов.
— раздаточный: лист А-4 (2 шт).
Оборудование:
— 2 панели; 5 планшетов; 3 нетбука.
Подготовка мероприятия:
Организация и методика проведения учебного занятия
I. Вводная часть.
Вступительное слово:
— Добрый день, уважаемые коллеги, гости и студенты.
— Рада вас видеть на учебном занятии по МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста.
Староста, сообщите о количестве отсутствующих студентов в группе и причинах ихотсутствия.
На прошлом уроке мы говорили об игрушках.
Педагог (П). Что такое игрушка?
(Специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых).
П. Какие вопросы освещались нами в этой теме?
(к доске прикрепляется карточка со словом игрушки)
— значение
— история;
— виды/ классификация;
— требования;
— методика внесения
(студенты называют составляющие темы, которые отражаются на доске)
П. Какую составляющую этой темы мы не затрагивали в обсуждении?
Наводящая информация для формулировки обучающимися темы:
Идут годы, сменяются века, изменяется мировоззрение людей, появляются новые герои мультфильмов, книг, компьютерных игр, что вольно или невольно подхватывает игрушечная индустрия.
П. Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.
Современные игрушки в ДОУ.
(Презентация 1 слайд с отражением темы урока)
П. Является ли данная тема актуальной для вас как будущих профессионалов в области дошкольного образования? Ответ обоснуйте.
П. Какие вопросы вы хотите обсудить относительно названной темы?
(Презентация 2 слайд вопросы для обсуждения в рамках темы урока)
— Какие игрушки называют современными?
— Какие игрушки сегодня пользуются популярностью?
— Какие современные игрушки полезны для развития ребенка?
— Какие игрушки можно назвать антиигрушками?
П. — Я надеюсь, что сегодня мы найдем ответы на возникшие вопросы.
II. Основная часть
В. Какой вопрос из ранее изученных нам поможет сделать вывод о пользе или вреде игрушки в развитии ребенка?
— Верно, педагогические требования к игрушкам.
— Предлагаю повторить содержание данного вопроса.
— Часть студентов выполнит тестовые задания, остальные студенты будут работать со мной.
…,…,….,….,…. — возьмите планшеты. Включите планшет, нажав кнопку сверху. Отсканируйте QR-код, пройдите по ссылке. На выполнение теста 5-7 минут.
В. Назовите педагогические требования к игрушкам.
— игрушка должна содействовать развитию ребенка;
— требование предъявляются к тематике, содержанию игрушки: должна побуждать к положительным действиям
— игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре;
— требования к оформлению игрушки.
— игрушки должны быть безопасными для жизни и здоровья ребенка и отвечать ряду гигиенических требований.
(Презентация 3 слайд- Педагогические требования к игрушкам)
Ольга Александровна Карабанова в книге «Организация РППС в соответствии с ФГОС ДО» выделяет следующие требования к игровой продукции (требования отражаются на слайдах презентации):
I. Принцип безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка:
· физические риски,
· психологические риски,
· нравственные риски.
II. Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития (ЗБР) ребенка.
III. Принцип соответствия
· возрастным (половозрастным) особенностям ребенка,
· индивидуальным особенностям,
· специальным особенностям ребенка.
Задание. Назовите, какие из представленных игрушек отвечают педагогическим требования, а какие нет. Обоснуйте свой ответ.
(Обучающимся демонстрируются игрушки, идет обсуждение возможности их использования в условиях детского сада с учетом педагогических требований)
По мере выполнения тестовых заданий студенты присоединяются к обсуждению вопроса.
П. — Девочки закончили выполнение теста и присоединяются к обсуждению вопроса о современных игрушках.
П. — Что означает слово «современный?»
П. — Вы верно ответили, в толковом словаре С.И. Ожегова отмечено, «современный» — относящийся к настоящему, текущему времени, к настоящей, данной эпохе.
П. — Назовите популярные на сегодняшний день игрушки.
П. — Конечно, обо всех игрушках мы поговорить не сможем, но в классе есть три современные игрушки, характерные для игр как девочек, так и мальчиков.
— Как вы думаете, какие?
1. ИГРУШКА ХАГИ-ВАГИ. Кто знает, что кроется за содержанием этой игрушки?
Девочки, дополните ответы студентов (сообщение)
2. ИГРУШКА ПОП-ИТ. Что вы знаете об этой игрушке?
Девочки, дополните ответы студентов (сообщение)
3. ИГРУШКА СЛАЙМ. Что вы сможете рассказать об этой игрушке? (сообщение)
П. — Кто считает привлекательной игрушку ХАГИ-ВАГИ (ПОП-ИТ, СЛАМ) и обязательно бы купил ее своему ребенку?
на доске отражаются количество голосов
П. — Кто думает, что данная игрушка отрицательно влияет на развитие подрастающего поколения?
— Кто занимает нейтральную позицию?
П. — Предлагаю объединиться 2 подгруппы: те, кто наделяет игрушку положительными чертами и те, кто считает ее отрицательным персонажем. Обучающиеся, занявшие нейтральную позицию, могут присоединиться к любой подгруппе на выбор.
— Ваша задача: в течение 1 минуты написать на листе положительные характеристики игрушки, а 2 подгруппа пишет контраргументы.
Время пошло.
— Итак, представляем результат вашей работы. Положительные и отрицательные характеристики игрушки зачитываем поочередно.
— Каких характеристик оказалась больше?
— Изменилось ли ваше отношение к этой игрушке? Купили ли вы ее своему ребенку?
(Изменения отражаются на доске)
Задание повторяется: обучающиеся характеризуют игрушки ПОП-ИТ и СЛАЙМ по той же схеме.
Обучающиеся включают нетбуки для выполнения задания: провести экспертизу игрушки
— Что можно сделать родителям, педагогам, психологам для уточнения вопроса о пользе игрушки.
Объединимся в 3 подгруппы.
— Одна подгруппа будет проводить экспертизу ХАГИ-ВАГИ.
— Вторая подгруппа проводит экспертизу ПОП-ИТ.
— Третья подгруппа проводит экспертизу СЛАЙМа.
П. — Откройте на рабочем столе документ — «Экспертиза игрушки». Оцените игрушку по представленным критериям, устно обосновав свой выбор. Сосчитайте общее количество баллов. Сделайте вывод об игрушке.
— После выполнения задания на местах представьте результат экспертизы аудитории.
— На выполнение задания 4 минуты. Время пошло.
П. — Сбросьте файл на флешку и представьте результаты экспертизы вашей игрушки.
(Представление результатов)
П. — Изменилось ли ваше отношение к этой игрушке? Купили ли вы ее своему ребенку?
(Изменения отражаются на доске)
— И в завершение разговора предлагаю послушать мнение экспертов.
ХАГА-ВАГИ
Данный герой в душе ребенка создает эмоциональные качели. Непонятно, нужно любить этого Хагги Вагги или всячески избегать, бояться?
Любовь к Хагги Вагги, замешанная на противоречивых эмоциях – это опасная психологическая ловушка. «Любить и одновременно бояться», «желать и одновременно ненавидеть» – эти эмоции сопровождают любое девиантное поведение.
Игра с Хагги Вагги может вызвать депрессивное расстройство, потому что ребенок подсознательно перестает верить в свои силы, в силы человеческого разума. Такие игрушки внушают, что зло, все равно, сильней и в любой момент может вернуться.
Девочка принесла две мягкие игрушки: Хагги Баги и его розовую подружку Киси Миси. При этом она испытывает гордость, что у нее есть такие игрушки. На вопрос «Они больше, добрые или больше злые?», девочка замялась, стала прятать глаза, перевела разговор на другое.
Психолог решила понаблюдать, как же будет строиться игра с этими монстрами.
Ничего нового не увидела. Так же, как и с Сереноголовым, никакой продуктивной доброй игры с такими игрушками не получается выстраивать.
К этой девочке присоединился еще один мальчик. Они спрятались с этими монстрами под стол и стали хватать за ноги пробегающих ребят. Будто бы это монстры кусают детей своими ужасными зубами. Дальше последовали возмущения недовольства других детей. Конфликты были обеспечены.
Игрушку Хаги-Ваги нельзя использовать в играх, так как оказывает отрицательное психологическое воздействие на ребенка.
Просмотр видео о поп-ит.
Обсуждение информации.
В целом игрушка может иметь место в детском саду. Игрушка не оказывает большого познавательного воздействия на ребенка, но может быть использована как предмет – заместитель во многих играх.
Просмотр видео о слайме.
Игрушку не желательно иметь в ДОУ. Состав игрушки может быть не безопасен для здоровья ребенка, а также необходим контроль за способами ее использования.
Вывод.
П. — Сделайте вывод об уместности этих игрушек в детской среде.
— Все представленные игрушки имеют зарубежное происхождение. А какие отечественные современные игрушки вы знаете?
— Если мы зайдем в ресурсы интернета и введем фразу – отечественные игрушки, то высвечиваются картинки машин, кукол и, конечно, народных игрушек.
(Презентация 4 слайд – картинки современных игрушек)
П. — Какая народная игрушка представлена в кабинете?
П. — Русская матрешка оказала большое впечатление на японского художника, педагога Ямамото Канаэ, посетившего нашу страну 1916 году и он организовал промысел этих игрушек на севере Японии.
— В завершении нашего урока, предлагаю поиграть в игру «Продолжи предложение».
П. — Я буду начинать фразу, а вы постарайтесь ее закончить.
— Я узнала, что игрушки…..
— Я поняла, что ….
— Думаю, что после сегодняшнего разговора о современных игрушках…
— Мне хочется, чтобы в России было …..
Желаю вам осмотрительно относиться к появляющимся новым современным игрушкам и как будущим специалистам в области дошкольного образования помогать родителям в их выборе.
Домашнее задание.
Выбрать одну современную игрушку и провести ее экспертизу по предложенному алгоритму. Обязательно представить картинку игрушки.
Задание оформить в электронном виде.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014 – 96 с.
- Психолого-педагогическая экспертиза игрушки: учеб. пособие для академического бакалавриата / под общ. ред. А. И. Савенкова — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт ; Изд-во ГАОУ ВО МГПУ, 2019 — 110 с. —(Серия : Университеты России).
- Рос качество. Портал для умного покупателя [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://rskrf.ru/tips/spetsproekty/kozhnaya-trevoga-bezopasny-li-slaymy-dlya-detey/, свободный
- Сайт. Психолог из детства [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://dzen.ru/media/ps_ds/pochemu-monstr-hagi-bagi-vreden-dlia-detskoi-psihiki-ne-pokupaite-takuiu-igrushku-detiam-623b06ba29b43910346e96b9, свободный
- Чем полезен поп-ит [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://yandex.ru/video/preview/2806979607232923244, свободный