ВЫПУСК 8

Образование 2020-2030: будущее наступило вчера

Технологическая карта урока ОП.03 Древесиноведение и материаловедение специальность 35.02.03 Технология деревообработки

130
Автор: Мастерова Надежда Михайловна, преподаватель ГБПОУ «Семеновский индустриально-художественный техникум»
Категория: В помощь молодому педагогу

Тот, кто учится не размышляя,

 впадет в заблуждение.

Тот, кто размышляет, не желая учиться,

окажется в затруднении.

Конфуций

Тема занятия: «Пиломатериалы»

 Тип занятия: Комбинированное учебное занятие

Организационная форма проведения учебного занятия: Лекция с элементами контроля

Обучающая цель учебного занятия (на основе таксономии Бенджамина Блума)

Знает:

  • Основные элементы  пиломатериалов;
  • Пороки пиломатериалов;

Понимает:

  • Классификацию пиломатериалов и их основные характеристики

Применяет:

  • Определяет номинальных размеров и сорт пиломатериалов по ГОСТ 8486-86 «Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия», ГОСТ 2695-83 Пиломатериалы лиственных пород. Технические условия;
  • Выполняет маркировку пиломатериалов в соответствии с требованиями ГОСТа;

Развивающая цель учебного занятия (классификация профессионально важных качеств специалиста (ПВК) по методике В.Д. Шадрикова)

Способности мышления: наглядно-образное мышление (пространственное)

  • Определяет вид, номинальные размеры и сорт пиломатериала;  

Способности восприятия: зрительное восприятие

  • Воспринимает объем полученной информации;

Способности памяти: долговременная и оперативная память

  • Воспроизводит и сохраняет  в памяти классификацию пиломатериалов и их основные характеристики;

Воспитывающие цели учебного занятия (с учетом требований к формированию общих компетенций)

  • Обосновывает сущность свой будущей профессии, проявляя устойчивый интерес к изучению профессионального цикла (ОК.01)
  • Организовывает собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. (ОК.02)
  • Демонстрирует хорошие показатели работы на основе рационального планирования и организации своей деятельности (ОК.03)
  • Осуществляет поиск и использует информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК.04)
  • Использует информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности(ОК.05)

Традиционные методы обучения (по степени самостоятельности и творчества обучающихся)

Объяснительно – иллюстрационный метод

  • Обучающиеся получают знания на занятии через лекцию по теме «Пиломатериалы», изучают классификацию пиломатериалов их основные характеристики. Воспринимая и запоминая учебный материал обучающиеся остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления;

Репродуктивный метод

  • Полученные знания обучающиеся применяют на практике с помощью ориентировочной основы действий (ООД). Деятельность обучающегося носит алгоритмический характер, т.е. выполняется в соответствии с  методическими указаниями преподавателя;

Методы обучения по источнику информации

Словесные методы (текущая лекция)

  • Обучающиеся в ходе лекции участвуют в беседе, что позволяет лучше закрепить полученные знания по новой теме;
  • Обучающиеся отвечают на вопросы, связанные с  основами  технологического процесса, назначением технологического оборудования;

Наглядно – демонстрационные методы

  • Используется презентация «Пиломатериалы», видеоролики, образцы пиломатериалов, ГОСТ 8486-86 Пиломатериалы, произведенные из древесины хвойных пород. ГОСТ 2695-83 Пиломатериалы, произведенные из древесины лиственных пород.

Практические методы

  • Обучающиеся выполняют практическое задание;
  •  Отвечают на вопросы;

Методы обучения по этапам занятия

Методы, направленные на первичное овладение знаниями: объяснительно – иллюстрационные, репродуктивные

  • В ходе лекции, просмотра презентации и видеороликов, обучающиеся получают новый учебный   материал по теме «Пиломатериалы», направленный на первичное овладение знаниями обучающимися. Материал носит информационно – описательный характер;

Методы, способствующие закреплению, совершенствованию: проблемно – поисковые, информационно — развивающие

  • Обучающиеся выполняют практическое задание «Определения номинальных размеров и сорта пиломатериалов», имея опорные знания, руководствуясь методическими рекомендациями и помощью преподавателя. Практическое задание логически продолжает закрепление содержания нового материала;

Методы обучения по степени взаимодействия преподаватель — обучающиеся

Авторитарный стиль:

  • применяется традиционный классический метод обучения – лекция с элементами контроля;

Демократический стиль:

  • используются неимитационные интерактивные методы обучения – беседа и самостоятельное выполнение практического задания;

Средства обучения (классификация польского дидакта В. Оконя)

Простые средства обучения: словесные

  1. Лекция – Пиломатериалы
  2. Уголев Б.Н Древесиноведение и лесное товароведение: учебник для студ. сред. проф. Образования /Б.Н. Уголев.- 3- е изл., стер.-М.: Издательский центр «Академия» 2010 -272с.
  3. Леонтьев, Л. Л. Древесиноведение и лесное товароведение : учебник / Л. Л. Леонтьев. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2019. — 416 с. — ISBN 978-5-8114-4167-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115662
  4. ГОСТ 8486-86- Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия
  5. ГОСТ 2695-83 — Пиломатериалы лиственных пород. Технические условия

Простые визуальные средства обучения: изобразительные

  • Презентация «Пиломатериалы»
  • Видеоролики

Технические средства обучения: контролирующие

Текущий индивидуальный контроль усвоения учащимися теоретического  материла:

  • выполнение практического задания «Определение номинальных размеров и  сорта пиломатериалов»;
  • ответы на тестовые вопросы ;
  • задания.

Продолжительность занятия:  90 минут

 Проект учебного занятия:

1. Оргмомент

Занятие начинается с приветствия. Проверка готовности слушателей к занятию.

2. Целевая установка.  Мотивация

Объявляется тема, цель, задачи. На экране слайд презентации с темой занятия «Пиломатериалы». На данном этапе урока  сообщается о том, что данная тема имеет большое практическое и информационное значение: полученные на занятии знания и умения будут использоваться в дальнейшем при изучении Профессионального модуля и выполнении курсового и дипломного проектов.

3. Актуализация знаний

Для успешного освоения нового материала обучающиеся должны вспомнить, что является сырьем лесопильного производства, классификация сырья. Актуализация проводится в форме устного опроса нескольких обучающихся.

4. Организация поискового  пространства:

 усвоение новых знаний

Преподаватель излагает новый материал с помощью лекции с демонстрацией слайдов презентации, видеофильма.

 — работа с материалами презентации и опорного конспекта  по алгоритму.

После объяснения нового материала обучающиеся определяют номинальные размеры и сорт пиломатериалов по заданию. Преподаватель контролирует работу.

Определить номинальные размеры пилопродукции, определить сорт, выполнить маркировку.

4. Контроль и оценка результатов освоения учебного занятия

 Обучающимся предлагается ответить на 8 вопросов по изученному материалу на образовательной платформе Оnline Test Pad по ссылке https://onlinetestpad.com/xoegeibvku6pe. Преподаватель анализирует и оценивает деятельность обучающихся на занятии, успешность в достижении цели.

5. Домашнее задание

Выполнить презентацию Сфера применения пиломатериалов

Проект занятия по теме: «Пиломатериалы»

Время, мин. Содержание занятия Дидактические цели занятия Деятельность преподавателя Деятельность слушателей Средства обучения
3 Оргмомент Подготовка обучающихся к работе на занятии Приветствие. Проверка готовности слушателей к занятию. Презентация средств обучения: ММП, ноутбук, презентация. Само или взаимопроверка готовности к занятию.
5 Целевая установка. Мотивация. Организовать и направить обучающихся на учебную деятельность. Знакомство с темой занятия. Постановка учебных целей перед обучающимся. Осмысление целей и задач занятия.
10 Актуализация знаний Обобщение знаний Устный опрос обучающихся Ответы на вопросы и … Презентация, видеофильм
25 Организация поискового пространства Формировать знания по работе с нормативной документацией Организация работы с материалом презентации, лекции; Осмысление материала лекции; ММП, ноутбук, лекция.
33 Организация поискового пространства Формировать знания по выбору способов выполнения производственных задач. Контроль за работой и консультирование. Индивидуальная работа по заполнению карты технологического процесса Раздаточный материал.
5 Организация поискового пространства Формировать умения по работе с нормативной документацией. Обсуждение и проверка результатов самостоятельной работы обучающихся. Взаимопроверка выполненной работы. ММП, ноутбук, презентация
6 Контроль и оценка результатов Организовать контроль и оценить деятельность Анализирует и оценивает деятельность обучающихся на занятии, успешность в достижении цели Осознают и оценивают свою работу на занятии, ценность полученных умений и навыков
3 Домашнее задание

Литература

1.Анализ рынка пиломатериалов в России в 2017-2021 гг, прогноз на 2022-2026 гг. Перспективы рынка в условиях санкцийhttps://businesstat.ru/

2. Белозерцев, Е. П. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./ Е. П.Белозерцев; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.

3.Самородский, П. С. Методика профессионального обучения: Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности «Профессиональное обучение»/ Под ред. В. Д.Симоненко. — Брянск: Издательство БГУ, 2002. — 90 с.

Технологическая карта урока ОП.03 Древесиноведение и материаловедение специальность 35.02.03 Технология деревообработки