Категория: В помощь молодому педагогу
Технологическая карта урока ОП.03 Древесиноведение и материаловедение специальность 35.02.03 Технология деревообработки
Тот, кто учится не размышляя,
впадет в заблуждение.
Тот, кто размышляет, не желая учиться,
окажется в затруднении.
Конфуций
Тема занятия: «Пиломатериалы»
Тип занятия: Комбинированное учебное занятие
Организационная форма проведения учебного занятия: Лекция с элементами контроля
Обучающая цель учебного занятия (на основе таксономии Бенджамина Блума)
Знает:
- Основные элементы пиломатериалов;
- Пороки пиломатериалов;
Понимает:
- Классификацию пиломатериалов и их основные характеристики
Применяет:
- Определяет номинальных размеров и сорт пиломатериалов по ГОСТ 8486-86 «Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия», ГОСТ 2695-83 Пиломатериалы лиственных пород. Технические условия;
- Выполняет маркировку пиломатериалов в соответствии с требованиями ГОСТа;
Развивающая цель учебного занятия (классификация профессионально важных качеств специалиста (ПВК) по методике В.Д. Шадрикова)
Способности мышления: наглядно-образное мышление (пространственное)
- Определяет вид, номинальные размеры и сорт пиломатериала;
Способности восприятия: зрительное восприятие
- Воспринимает объем полученной информации;
Способности памяти: долговременная и оперативная память
- Воспроизводит и сохраняет в памяти классификацию пиломатериалов и их основные характеристики;
Воспитывающие цели учебного занятия (с учетом требований к формированию общих компетенций)
- Обосновывает сущность свой будущей профессии, проявляя устойчивый интерес к изучению профессионального цикла (ОК.01)
- Организовывает собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. (ОК.02)
- Демонстрирует хорошие показатели работы на основе рационального планирования и организации своей деятельности (ОК.03)
- Осуществляет поиск и использует информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК.04)
- Использует информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности(ОК.05)
Традиционные методы обучения (по степени самостоятельности и творчества обучающихся)
Объяснительно – иллюстрационный метод
- Обучающиеся получают знания на занятии через лекцию по теме «Пиломатериалы», изучают классификацию пиломатериалов их основные характеристики. Воспринимая и запоминая учебный материал обучающиеся остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления;
Репродуктивный метод
- Полученные знания обучающиеся применяют на практике с помощью ориентировочной основы действий (ООД). Деятельность обучающегося носит алгоритмический характер, т.е. выполняется в соответствии с методическими указаниями преподавателя;
Методы обучения по источнику информации
Словесные методы (текущая лекция)
- Обучающиеся в ходе лекции участвуют в беседе, что позволяет лучше закрепить полученные знания по новой теме;
- Обучающиеся отвечают на вопросы, связанные с основами технологического процесса, назначением технологического оборудования;
Наглядно – демонстрационные методы
- Используется презентация «Пиломатериалы», видеоролики, образцы пиломатериалов, ГОСТ 8486-86 Пиломатериалы, произведенные из древесины хвойных пород. ГОСТ 2695-83 Пиломатериалы, произведенные из древесины лиственных пород.
Практические методы
- Обучающиеся выполняют практическое задание;
- Отвечают на вопросы;
Методы обучения по этапам занятия
Методы, направленные на первичное овладение знаниями: объяснительно – иллюстрационные, репродуктивные
- В ходе лекции, просмотра презентации и видеороликов, обучающиеся получают новый учебный материал по теме «Пиломатериалы», направленный на первичное овладение знаниями обучающимися. Материал носит информационно – описательный характер;
Методы, способствующие закреплению, совершенствованию: проблемно – поисковые, информационно — развивающие
- Обучающиеся выполняют практическое задание «Определения номинальных размеров и сорта пиломатериалов», имея опорные знания, руководствуясь методическими рекомендациями и помощью преподавателя. Практическое задание логически продолжает закрепление содержания нового материала;
Методы обучения по степени взаимодействия преподаватель — обучающиеся
Авторитарный стиль:
- применяется традиционный классический метод обучения – лекция с элементами контроля;
Демократический стиль:
- используются неимитационные интерактивные методы обучения – беседа и самостоятельное выполнение практического задания;
Средства обучения (классификация польского дидакта В. Оконя)
Простые средства обучения: словесные
- Лекция – Пиломатериалы
- Уголев Б.Н Древесиноведение и лесное товароведение: учебник для студ. сред. проф. Образования /Б.Н. Уголев.- 3- е изл., стер.-М.: Издательский центр «Академия» 2010 -272с.
- Леонтьев, Л. Л. Древесиноведение и лесное товароведение : учебник / Л. Л. Леонтьев. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2019. — 416 с. — ISBN 978-5-8114-4167-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115662
- ГОСТ 8486-86- Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия
- ГОСТ 2695-83 — Пиломатериалы лиственных пород. Технические условия
Простые визуальные средства обучения: изобразительные
- Презентация «Пиломатериалы»
- Видеоролики
Технические средства обучения: контролирующие
Текущий индивидуальный контроль усвоения учащимися теоретического материла:
- выполнение практического задания «Определение номинальных размеров и сорта пиломатериалов»;
- ответы на тестовые вопросы ;
- задания.
Продолжительность занятия: 90 минут
Проект учебного занятия:
1. Оргмомент
Занятие начинается с приветствия. Проверка готовности слушателей к занятию.
2. Целевая установка. Мотивация
Объявляется тема, цель, задачи. На экране слайд презентации с темой занятия «Пиломатериалы». На данном этапе урока сообщается о том, что данная тема имеет большое практическое и информационное значение: полученные на занятии знания и умения будут использоваться в дальнейшем при изучении Профессионального модуля и выполнении курсового и дипломного проектов.
3. Актуализация знаний
Для успешного освоения нового материала обучающиеся должны вспомнить, что является сырьем лесопильного производства, классификация сырья. Актуализация проводится в форме устного опроса нескольких обучающихся.
4. Организация поискового пространства:
— усвоение новых знаний
Преподаватель излагает новый материал с помощью лекции с демонстрацией слайдов презентации, видеофильма.
— работа с материалами презентации и опорного конспекта по алгоритму.
После объяснения нового материала обучающиеся определяют номинальные размеры и сорт пиломатериалов по заданию. Преподаватель контролирует работу.
Определить номинальные размеры пилопродукции, определить сорт, выполнить маркировку.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебного занятия
Обучающимся предлагается ответить на 8 вопросов по изученному материалу на образовательной платформе Оnline Test Pad по ссылке https://onlinetestpad.com/xoegeibvku6pe. Преподаватель анализирует и оценивает деятельность обучающихся на занятии, успешность в достижении цели.
5. Домашнее задание
Выполнить презентацию Сфера применения пиломатериалов
Проект занятия по теме: «Пиломатериалы»
Время, мин. | Содержание занятия | Дидактические цели занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность слушателей | Средства обучения |
3 | Оргмомент | Подготовка обучающихся к работе на занятии | Приветствие. Проверка готовности слушателей к занятию. Презентация средств обучения: ММП, ноутбук, презентация. | Само или взаимопроверка готовности к занятию. | |
5 | Целевая установка. Мотивация. | Организовать и направить обучающихся на учебную деятельность. | Знакомство с темой занятия. Постановка учебных целей перед обучающимся. | Осмысление целей и задач занятия. | |
10 | Актуализация знаний | Обобщение знаний | Устный опрос обучающихся | Ответы на вопросы и … | Презентация, видеофильм |
25 | Организация поискового пространства | Формировать знания по работе с нормативной документацией | Организация работы с материалом презентации, лекции; | Осмысление материала лекции; | ММП, ноутбук, лекция. |
33 | Организация поискового пространства | Формировать знания по выбору способов выполнения производственных задач. | Контроль за работой и консультирование. | Индивидуальная работа по заполнению карты технологического процесса | Раздаточный материал. |
5 | Организация поискового пространства | Формировать умения по работе с нормативной документацией. | Обсуждение и проверка результатов самостоятельной работы обучающихся. | Взаимопроверка выполненной работы. | ММП, ноутбук, презентация |
6 | Контроль и оценка результатов | Организовать контроль и оценить деятельность | Анализирует и оценивает деятельность обучающихся на занятии, успешность в достижении цели | Осознают и оценивают свою работу на занятии, ценность полученных умений и навыков | |
3 | Домашнее задание |
Литература
1.Анализ рынка пиломатериалов в России в 2017-2021 гг, прогноз на 2022-2026 гг. Перспективы рынка в условиях санкцийhttps://businesstat.ru/
2. Белозерцев, Е. П. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./ Е. П.Белозерцев; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.
3.Самородский, П. С. Методика профессионального обучения: Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности «Профессиональное обучение»/ Под ред. В. Д.Симоненко. — Брянск: Издательство БГУ, 2002. — 90 с.