ВЫПУСК 8

Образование 2020-2030: будущее наступило вчера

Выявление и анализ проблем, с которыми сталкивается начинающий преподаватель

32
Автор: Разенко Александра Дмитриевна, Железнова Алина Викторовна, преподаватели ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»
Категория: Из опыта работы

Каждый человек, делая первые шаги в своей профессии, испытывает определенные трудности. Все кажется незнакомым, непонятным и требует огромных усилий для выполнения поставленных профессиональных задач. Становление учителя происходит гораздо труднее, чем человека любой другой профессии, для успешного развития ему недостаточно иметь багаж педагогических знаний, умений и навыков, полученных в учебном заведении. Здесь огромную роль играют личностные качества. Хороший педагог должен быть и учителем, и консультантом, и психологом, и актером в одном лице, то есть – помогать ученику в любой момент его жизни, уметь обратить внимание на себя, пробудить интерес к тому предмету, который он преподает. 

В наше время остро ощущается нехватка молодых кадров в сфере образования. Молодые педагоги не идут работать в образовательные учреждения, а те немногие, кто пошли, зачастую уходят, не проработав на новом месте и года. Причин этому множество, но самая распространенная — это неумение справится с теми проблемами, с которыми сталкивается молодой педагог на начальных этапах своей педагогической деятельности.

Проходя этапы профессиональной адаптации, молодой педагог испытывает ряд дополнительных трудностей, связанных с налаживанием отношений с тремя субъектами образовательного процесса: коллегами, студентами, родителями студентов. Это осложняет процесс вхождения в профессию. Весь спектр проблем и трудностей, с которым сталкивается начинающий педагог, можно разделить на два блока в соответствии с уровнями адаптации: затруднения, обусловленные нехваткой знаний и практического опыта по содержанию профессии (методы преподавания, организация и планирование уроков, предметные знания и другое), и социально-психологические проблемы (установление отношений с коллективом, студентами и их родителями).

По мнению как молодых, так и опытных педагогов, на первом месте стоит проблема, связанная с оформлением документов и отчётов. Сюда можно отнести разработку рабочей программы по учебной дисциплине, календарно-тематического плана, методических указаний к лабораторным и практическим работам, комплекта оценочных средств, заполнение журнала, а также другие документы.

 Справиться с данными трудностями начинающему педагогу могут помочь опытные наставники и старшие коллеги с опытом работы.

Следующая трудность, возникающая у молодого педагога – вопрос компетентности и авторитетности. С психологической точки зрения, у студента формируется следующий вопрос:  «А почему это я должен слушаться тебя, как учителя? Ты же не на много старше меня!».

Для преодоления данной ситуации, начинающий специалист должен сохраняться спокойствие, не реагировать агрессивно. Первое золотое правило взаимодействия с учеником: «Что отдаешь, то и получаешь». Золотым ключиком к решению проблемы станет сам предмет и ваш искренний интерес к нему. Необходимо показать, что вы знаете намного больше интересных вещей, чем ваш ученик, и более того готовы поделиться этими знаниями с ним.

Всем свойственна рефлексия, но иногда она приносит не только пользу. Продумывая, с чего начать урок, какое задание подобрать, начинающий преподаватель настолько погружается в материал, что тонет в нем. Время урока кажется ничтожно маленьким, не способным вместить весь объем информации. Или, наоборот, знаний катастрофически не хватает и нависает страх тишины — длительных пауз, провалов в середине урока. Что делать, чтобы избежать этих крайностей?

Тщательно планировать и готовить урок. Есть смысл составить план и разбить его на основные этапы. Важно глубоко погрузиться в материал и найти в нем не только головокружительные сложности, но и интересные моменты, то, что поможет привлечь внимание и разрядит атмосферу.

Так же не обойдет стороной и проблема с коллегами. Очевидно, что молодой специалист, приходящий в сферу образования, менее опытен, чем его коллеги, работающие уже не первый год или десятилетие. Не хватает знаний по предмету, методике, психологии, навыков контакта с учениками, в общем, всего того, что принято называть профессионализмом.

Многие молодые педагоги на первом году своей работы не только взаимодействуют с коллегами, учащимися, но и с их родителями. И здесь тоже возникают затруднения у молодых специалистов — конфликт с родителями учащихся. Молодой педагог для них не является авторитетной персоной, располагающей способностями к воспитанию и обучению их детей. Зачастую педагогу бывает трудно сдержать напор родителей, желающих отслеживать каждый миг его ребенка.

Некоторые педагоги так же, как люди других сфер деятельности, могут обладать таким качеством, как перфекционизм. Тогда они стремятся делать все безукоризненно идеально, предъявляют к себе слишком высокие требования, боятся совершить ошибку или показать учащимся свое незнание каких-либо фактов. В связи с этим возникает психоэмоциональное напряжение, и тогда нестандартные ситуации, могут «выбить» педагога из колеи, вызвать растерянность, чувство вины или раздражение.

Таким образом, можно сказать, что молодому педагогу тяжело привыкнуть внедриться в работу, но, если не терять времени зря, прилагать все усилия и стараться найти общий язык с учащимися, все обязательно получится. Важно отметить, что неоценимую помощь окажут как раз таки опытные педагоги, коллеги, которые также начинали свой путь «методом проб и ошибок». Главным помощников станет опытный наставник, которого закрепляют за каждым вновь прибывшим на работу молодым специалистом.

Выявление и анализ проблем, с которыми сталкивается начинающий преподаватель