ВЫПУСК 8

Образование 2020-2030: будущее наступило вчера

Тренинг «На развитие коммуникативных умений»

437
Автор: Иванько Елена Сергеевна, педагог-психолог ГБПОУ РО «Ростовский-на-Дону автотранспортный колледж»
Категория: В ногу со временем

Цель тренинга:  Развитие  коммуникативных умений и навыков студентов.

Задачи тренинга:

расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;

развитие способности к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений;

отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;

овладение навыками эффективного слушания; 

Целевая аудитория: студенты 1 курса.

Количество участников: до 15 человек.

Ход тренинга

  I. Вступление

Ведущий:       Здравствуйте,  сегодня мы будем говорить с вами о коммуникативных навыках.

Что такое коммуникативные навыки?

 В переводе с латинского, «communicative» дословно означает: «коммуникабельный», «общительный». Коммуникативность — это не отдельное качество личности, а целая совокупность разных навыков. И выражается она в умении общаться с окружающими людьми, способности строить с ними отношения.

Сейчас я предлагаю вам послушать притчу, а затем обсудить ее смысл.

Притча.

Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал:

— Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких.

Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал:

— Я счастлив сообщить тебе радостную весть — ты переживёшь всех своих родных.

Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились.

— Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознаграждён? — спрашивали они.

На что последовал ответ:

— Мы оба одинаково истолковали сон. Но всё зависит от того, не что сказать, а как сказать.

Обсуждение: как вы думаете, о чем эта притча, чему она может нас научить?

Вывод:  Человек который умеет красиво, правильно говорить, уметь ставить себя на место собеседника  всегда занимает высокое положение в коллективе и получает от жизни большего. По сути, человек с хорошими коммуникативными навыками умеет эффективно общаться, достигая через общение желаемых целей.

  II.  Основная часть.

Чтобы наше общение было плодотворным предлагаю принять в нашей группе ЧУДО-правила.

Ч-честность

У- уважение

Д-доверие

О-открытость

А начинается любое общение с приветствия.

Упражнение «Приветствие»

Цель: приветствие друг друга и заряд положительными эмоциями.

Ведущий занятия рассказывает о многообразии на земле различных способов здороваться друг с другом и предлагает участникам придумать свои уникальные приветственные жесты. Ограничений на фантазию практически никаких нет. По завершении все обмениваются впечатлениями. Данное упражнение тренинга поспособствует созданию непринужденной дружеской обстановки и раскрепощению наиболее стеснительных участников.

Необходимо сесть в круг. Каждый по очереди выходит и здоровается, используя слова, мимику, жесты; повторяться нельзя.  Многие народы мира приветствуют встречаемого не только словами, но и жестами. Один из, пожалуй, самых распространенных – рукопожатие. Теория возникновения рукопожатия заключается в том, что в древние времена, когда люди собирались небольшими кучками-племенами, часто враждующими друг с другом, встречая друг друга, они протягивали друг другу руки, показывая, что у них нет оружия, что они пришли с миром. Например:

 -скрестить руки на груди (Арабы)

-обнюхать друг друга (самоанцы).

— снять головной убор правой рукой, а левую руку заложить за ухо и высунуть язык (Тибет).

— легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);

— легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);

— легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);

— простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);

— молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине.

            — представитель племени акамба в Кении в знак глубокого уважения плюет на встречного, а представитель племени масаи при встрече сначала сплевывает, а потом плюет на собственную кисть и только потом позволяет пожать себе руку

— на Замбези хлопают в ладоши и делают реверанс;

— туркмены засовывают руки в длинные рукава;

— таджики складывают обе руки чуть ниже груди при наклоне корпуса вперед. Затем, не убирая рук от груди, человек подходит к приветствуемому, говорит: «Ассолом – алейкум» и протягивает обе руки;

— у некоторых индейских племен было принято при виде незнакомого человека сидеть на корточках до тех пор, пока тот не приблизится. Затем они подбегали друг к другу и терлись носами.

Обсуждение: как вы думаете, какими умениями должен обладать человек, чтобы его общение было успешным?

Выводы: коммуникативные навыки включают в себя умение входить в контакт с незнакомым человеком,   слушать, говорить, наблюдать и сопереживать. Это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению.

            Обсуждение: А какие средства общения вы знаете?

            Выводы: к средствам общения относят   письменную и устную речь и многочисленные невербальные (несловесные) средства. Это жесты, мимика, различные сигнальные и знаковые системы.

Иногда очень важно научиться понимать собеседника без слов. В этом нам помогает язык жестов.

Предлагаю поиграть со мной в игру, которая называется «Моргалочки», она наглядно нам покажет, как же люди могут понимать друг друга без слов.

Упражнение «Моргалочки»

 Сидят в кругу, у одного нет стула – он ведущий.  Все должны, моргая, подмигивая найти партнера, с кем поменяются местами, ведущий должен увидеть и занять один из освободившихся стульев первым, а тот, кто останется без стула, становится ведущим.

      Обсуждение: Как вы оцениваете, получилось ли у нас понять друг друга без слов?

Но не всегда бывает, что люди понимают и слова.

Сейчас я предлагаю поиграть еще в одну игру, а потом мы поделимся своими выводами, что эта игра помогла нам понять.

Упражнение «Сплетня». Упражнение направлено на демонстрацию способов искажения информации.

Семь добровольцев выходят из комнаты, получив следующую инструкцию: «Через   несколько минут первый из вас войдет в комнату и услышит сообщение, кото­рое он должен будет передать следующему вошедшему. Так сообщение будет передано по цепочке». Оставшиеся в комнате школь­ники получают другую инструкцию: «Вам предстоит внимательно слушать и наблюдать за тем, что будет происходить с сообщением, передаваемым из уст в уста. Ваша задача высказать свои предположения о том, с чем связано качество передачи информации.

После завершения упражнения мы обсудим в общем кругу то, что увидели и услышали».

Добровольцам предлагается, например, такое сообщение:

«У аборигенов Австралии есть удивительный обычай: отправляясь на охоту или рыбную ловлю, они заламывают ветви деревьев; при этом они искренне верят, что подобный ритуал поможет им вернуться домой засветло».

 Далее  идет обсужде­ние с членами группы о возможных причинах увиденного искажения.

Как вы думаете,  что мешает эффективному общению?

Вывод: Вы правы существует множество коммуникативных барьеров.

Под коммуникативным барьером обычно понимается «все то, что препятствует эффективному общению и блокирует его».

Барьер восприятия …

Поведенческий барьер …

Языковой, семантический барьер …

Эмоциональный барьер …

Культурный барьер …

Гендерный и социальный барьер

Сейчас мы разделимся на пары и выполним упражнение, которое называется «Диалог».

Упражнение «Диалог». Участники разбиваются на пары. Один из партнеров получает карточку с описанием поведения, которое он должен продемонстрировать (один из признаков плохого слушания). Другой партнер, не зная о содержании инструкции первого, начинает рассказывать о каком-либо интересном событии из своей жизни или говорить на одну из перечисленных тем в течение трех минут: интересное событие этой недели; где бы я хотел отдохнуть; мой любимый фильм и т. п.

инструкции по выполнению действий, отражающих плохое слушание:

  • Не смотреть на собеседника.
  • Начать заниматься своими делами, например завязывать шнур­ки ботинок, приводить в порядок свою одежду, смотреться в зеркало.             Перебивать собеседника, начав рассказывать об аналогичном событии в твоей жизни, преувеличенно жестикулируя руками.
  • Устало смотреть, зевать, говорить очень медленно, тихо, растягивая слова.
  • Оценить поступок собеседника такими словами: «это ужасно, как ты мог так поступить», «вот чудак» и т.д.

После истечения указанного времени ведущий обращается к тем, кто говорил, с вопросом: что мешало им и насколько ком­фортно они чувствовали себя в этом диалоге. В процессе группово­го обсуждения выясняется, что такое хорошее слушание, каким бы студенты хотели видеть своего слушателя. 

И в заключении любого общения важно расстаться на позитивной ноте, предлагаю закончить тренинг упражнением «Подарок».

Упражнение «Подарок»

«Подарите друг другу небольшой воображаемый подарок.

Список литературы:

1.Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений.   /Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2011. – 576 с.

 2.Панфилова, А.П. Теория и практика общения.  /А.П.Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 288 с.

3. Рогов, Е.И. Психология общения. /Е.И.Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 336 с.

Интернет ресурсы:

1. https://trainingtechnology.ru

Тренинг «На развитие коммуникативных умений»