ВЫПУСК 8

Образование 2020-2030: будущее наступило вчера

Информационные технологии в музыке

14
Автор: Костров Александр Николаевич, преподаватель ГБПОУ "Нижегородский Губернский колледж"
Категория: В ногу со временем

Информационные технологии все настойчивее охватывают все области человеческой жизни. И музыка не является исключением. Новые технологии позволяют упростить работу учителя музыки с одной стороны, и сделать ее более творческой с другой. Чтобы идти в ногу со временем, выпускники нашего колледжа должны владеть теми информационными ресурсами, которые могут им пригодиться в самостоятельной профессиональной деятельности.

Задача педагога – показать студентам, где и как можно применять те или иные технологии. Определенные ориентиры для этого дает чемпионат WS. Определим эти ориентиры: создание учебных фильмов, создание фонограмм различных песен, компоновка музыкального материала, применение навыков игры на синтезаторе, набор нот для шумового оркестра и хора, использование гарнитуры, микшерного пульта, интерактивной доски.

Организовать работу по этим направлением помогает оборудование Мастерской «Преподавание музыки в школе». Мы применяем следующей подход к работе: сначала сами осваиваем новое оборудование и программное обеспечение, затем апробируем полученные навыки с небольшой группой студентов и затем уже распространяем полученный опыт на всех студентов отделения, внося соответствующие изменения в учебный план.

Приведу пример из своей личной работы. В рамках предмета «Хоровая аранжировка» студенты делают переложения для различных составов хора. В те далёкие времена, когда не существовало нотных редакторов, студенты записывали свои работы от руки в нотной тетради. Иногда самому студенту было трудно разобрать, что он написал. С появлением у нас в Ресурсном центре нотного редактора Sibelius, наиболее интересные работы студентов мы стали набирать в нем. Такие ноты уже можно не только без труда разобрать, но даже напечатать.

В дальнейшем стал набирать силу еще один нотный редактор MuseScore. Его можно бесплатно скачать и установить на свой компьютер.  Сейчас все студенты отделения должны набирать свои хоровые аранжировки в этом нотном редакторе, распечатывать партитуры и партии и работать с ними на экзамене.

Другой пример касается использования видеоредактора Movavi video и цифровых рабочих аудио станций (DAW) Samplitude и Cubase.  Когда у нас появилась возможность использовать эти программы, мы работали только с участниками чемпионата WS. Эта работа проходила в рамках кружков и факультативов. Основная масса студентов в ней не участвовала. Когда был приобретен определенный опыт применения программ, в учебный план работы нашего отделения был добавлен новый предмет «Программное обеспечение уроков музыки». В рамках этого предмета мы знакомим всех студентов отделения с навыками работы в данных программах. Результатом работы с видео редактором Movavi video является создание каждым студентом небольшого учебного фильма, посвященного творчеству любимого композитора. Но я бы сказал, что еще более важным результатом является то, что подавляющая масса студентов увлекаются созданием фильмов. Им буквально не хватает времени на уроках, чтобы реализовать свои творческие задумки. Поэтому я уверен, что мы будем изыскивать возможность продолжить и расширить работу с этим видеоредактором.  

Работа с цифровыми аудиостанциями Samplitude и Cubase также невероятно увлекательна. Эти программы позволяют записывать собственный голос, например, для дальнейшего использования в фильме, создавать разнообразные фонограммы, позволяют заглянуть «внутрь» музыки и понять, как она устроена.

Попутно происходит знакомство с понятием MIDI (Musical Instrument Digital Interface — цифровой интерфейс музыкальных инструментов). MIDI интерфейс позволяет единообразно кодировать в цифровой форме такие данные, как настройка громкости, выбор тембра, темпа, тональности и др. с точной привязкой во времени.

Создание фонограммы происходит с использованием MIDI клавиатуры, которая представляет собой клавиатуру фортепиано с электронным блоком, преобразующим нажатия клавиш в поток MIDI-команд. Студенты знакомятся с различными звуковыми эффектами такими, как эквализация, компрессия, реверберация, панорамирование, и применяют их для подчеркивания художественного содержания музыки. Кроме того, происходит знакомство с автоматизацией. Это чрезвычайно интересный процесс, позволяющий настроить гибкое применение тех или иных исполнительских параметров.

Студенты изучают фактурные слои музыки и учатся сами прописывать их в аудио аранжировках, применяют различные виртуальные музыкальные инструменты. По сути, благодаря наличию и изучению аудио редакторов мы открываем для студентов дверь в безграничный мир цифрового музыкального творчества. Но есть одно очень важное «но». Все используемые технологии не должны использоваться хаотично. Их использование должно быть подчинено здравому смыслу и воспитанному художественному вкусу.

Благодаря наличию и использованию необходимого оборудования и специального программного обеспечения мастерской нам удалось подготовить участников Регионального этапа WS на высоком уровне. Победители этапа достойно представляют Нижегородскую область на Всероссийском уровне.

Сложность в работе со специальным музыкальным программным обеспечением заключается в том, что всё оно является новым и для педагогов. Не хватает систематизированного учебного материала по новым программам. Приходится всё по крупицам искать самим. Часто нужная информация оказывается на английском языке. Приходится изучать не только сами программы, но и «подтягивать» английский язык. И всё это без отрыва от работы. Это трудно, но интересно.

Источники

  1. Новоселов, В. А. Информационные технологии в музыкальном образовании. В 2 частях. Ч.1. Нотные редакторы MuseScore, Sibelius: освоение и возможности практического применения : учебно-методическое пособие / В. А. Новоселов, А. Г. Дыльков. — Москва : Московский педагогический государственный университет, 2019. — 232 c.
  2. https://www.youtube.com/c/DomSigala — работа в Cubase
  3. https://www.youtube.com/channel/UCtkn8flCZ9iuaQ7A8wqLZzA — работа в Movavi video
Информационные технологии в музыке