ВЫПУСК 8

Образование 2020-2030: будущее наступило вчера

Использование элементов молодежной культуры как средства повышения интереса к предмету

8
Автор: Тюжина Екатерина Дмитриевна, преподаватель ГБПОУ «Дзержинский техникум бизнеса и технологий»
Категория: В ногу со временем

Преподаватели цикла общеобразовательных учебных дисциплин системы СПО часто сталкиваются с проблемой низкой мотивации обучающихся к изучению предмета, либо отсутствием интереса к дисциплине. Студенты только что покинули школу, где сталкивались с теми же дисциплинами, и изучать их снова, как правило, слабо настроены. Повысить интерес к предмету и замотивировать студентов можно, используя наряду с традиционными методами и нетрадиционные. Примерами последних могут служить два пути: использование мем-культуры и применение узнаваемых подростками образов.

1.Использование мем-культуры

Основная черта мышления современных подростков – его «виртуализация» и клиповость. С одной стороны, это бич современного поколения, в том числе педагогов и родителей. Современный подросток, проводя большую часть времени в социальных сетях и Интернете, легче воспринимает картинки и схемы, нежели страницы убористого текста. Клиповый тип мышления развивается при частом просмотре непродолжительных видеороликов, разрозненных новостных заметок, беглом восприятии различных заголовков, пролистывании фидлент и страниц друзей в социальных сетях, чтении кратких пересказов литературных произведений и т.п [1, 3]. В то же время, в любой отрасли есть свой специфический юмор, который опирается на знания и опыт этой отрасли. Обладая определенными знаниями, этот юмор легко понять, а поняв – запомнить. Этот специфический юмор можно облечь в доступную для восприятия подростками форму – мем. Это слово сейчас у всех на слуху, многие, особенно молодые люди, часто используют «вирусные» фразы и картинки при общении между собой, поэтому использование мема как средства повышения интереса к предмету и облегчения восприятия материала может быть обосновано.

Мем – это быстрая передача информации в текстово-графическом, музыкальном или видео формате. Самая распространенная и привычная форма мема – картинка с текстом. Задача мема – охватить внимание как можно большего числа людей, то есть выделить тех, кто с Вами на одной волне [2]. Таким образом, на этой «волне» могут оказаться преподаватель, дисциплина и студенты. Последние, опираясь на приобретенные знания, смогут закрепить и усвоить их в наиболее понятной для них форме, либо запомнить трудно усваиваиваемую информацию благодаря узнаваемому образу. К тому же получаем приятный бонус – эмоциональную разгрузку на учебном занятии, которая периодически необходима обучающимся, особенно при изучении сложного материала.

Как использовать. Мем можно использовать в качестве дополнительного домашнего задания из раздела «для удовольствия», карточки-задания для проверки или закрепления усвоенного материала, «счастливого билета» при проведении промежуточной аттестации, для проведения тематических викторин и предметных недель, а также предложить обучающимся в качестве опорного конспекта для фиксации информации.

В своей педагогической деятельности я применяю мемы по дисциплине «Биология» (рисунок 1, 2).

Рисунок 1 – Карточки-задания на основе мемов

Рисунок 2 – Карточка-задание по теме «Генетический код. Синтез белка», «Нуклеиновые кислоты»

2. Использование узнаваемых образов молодежной культуры

Современные подростки часто увлечены различными фантастическими вселенными и франшизами, продвигаемыми в массовую культуру. Чаще всего это вселенные Marvel/DC, S.T.A.L.K.E.R., Fallout, Ведьмак, франшиза Игра Престолов и др. Использование образов персонажей этих вселенных помогает привлечь внимание к изучаемой теме и не только повышает интерес к предмету, но и позволяет показать, что фантастика – это гипертрофированная наука.

Из личного опыта. Образы персонажей вселенных Marvel/DC, S.T.A.L.K.E.R. используются мною при изучении тем «Синтез белка», «Изменчивость», при введении понятий «терминатор», «мутация», «мутагенный фактор», т.к. у большинства студентов эти понятия ассоциируются с героями фантастических вселенных. Для подобной категории студентов может быть предложено дополнительное индивидуальное задание по выбранной вселенной или можно провести небольшую устную игру для закрепления материала по типу: «Охарактеризуйте типы мутаций/мутагенных факторов героев вселенной MARVEL», «Распределите персонажей вселенной S.T.A.L.K.E.R. по принципу «мутация/продукт генной инженерии».

Широкое поле для применения узнаваемых образов из мира фантастики предоставляет тема «Бионика». Образы персонажей можно использовать в начале учебного занятия, посвященного этой теме. Также метод подходит для проведения тематических викторин, занимательного тестирования, при введении новых понятий.

Примеры использования узнаваемых образов на учебных занятиях по дисциплине «Биология» представлены на рисунках 3 и 4

Рисунок 3 – Использование образа персонажа франшизы «Игра престолов», образов персонажей вселенной Marvel, франшиз «Терминатор» и «Трансформеры» при проведении самостоятельной работы по теме «Синтез белка» в формате игры «Своя игра». Задание «Выберите правильный вариант ответа» (персонажи: Бамблби, Т-800 «Терминатор», Стивен Роджерс «Капитан Америка»)

Рисунок 4 – Использование образов персонажей вселенной Marvel при изучении темы «Бионика»

Заключение

Использование элементов молодежной культуры в педагогической деятельности, как и любая другая методика, имеет как преимущества, так и недостатки.

Плюсы. Используя их, преподаватель достигает одновременно следующих целей:

  1. Образовательные:
  2. Объяснение материала в удобной и понятной для обучающегося форме
  3. Компактная форма представления информации
  4. Воспитательные
  5. Повышение интереса к изучению предмета
  6. Повышение общей эрудированности
  7. Развивающие
  8. Формирование креативного мышления
  9. Формирование ассоциативного мышления

Минусы.

  1. Сравнительно узкая направленность воздействия.
  2. Не подходит для частого применения.
  3. Не для широкого круга преподавателей.

Глоссарий

«Вирусные» фразы, картинки, видео – информация, спонтанно завоевавшая популярность в Интернете, быстро распространяющаяся по Сети всеми возможными способами, имеющая широких охват аудитории.

Вселенная – структурный элемент художественного произведения, определяющий его онтологию (структуру бытия его персонажей).

Фидлента – новостная лента, содержащая вновь поступивший контент (информационное наполнение).

Франшиза – ряд композиционно самостоятельных кинофильмов, связанных единством замысла, сюжета, общими героями.

Литература

  1. Блог инспектора народного образования http://eduinspector.ru/2015/12/31/klipovoe-myshlenie-kak-problema-shkolnika-uchitelya-roditelej/
  2. Сайт Это Просто https://ruinterbiz.ru/chto-takoe-mem.html
  3. Электронное издание «Московский Комсомолец» http://www.mk.ru/social/2014/07/10/klipovoe-myshlenie-grozit-katastrofoy.html
Использование элементов молодежной культуры как средства повышения интереса к предмету