ВЫПУСК 8

Образование 2020-2030: будущее наступило вчера

Мастер-класс как форма организации профориентационной работы со студентами дошкольного отделения ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

56
Автор: Бородаева Екатерина Сергеевна, преподаватель ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Категория: Вопросы профориентации

В настоящее время формулировка «мастер-класс» в отношении формы организации образовательных мероприятий разной направленности вне зависимости от возрастной категории участников становится очень популярной. И действительно, использование данной формы работы в образовательной среде доказало свою эффективность, поскольку интерактивный характер обучения, общение на основе открытости и сотрудничества, творческая атмосфера – все это создает оптимальные условия для реализации разных педагогических задач.

Согласно электронному педагогическому справочнику, мастер-класс (МК) – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной поставленной познавательной и проблемной педагогической задачи. [1]

В зависимости от степени сложности практической работы, которую предстоит выполнить участникам мастер-класса, длительность данной формы образовательного мероприятия обычно варьируется от 10 минут до часа и более. Организация мастер-классов совершенно разных направленностей широко используется в практике педагогов на всех ступенях образования. Данное образовательное мероприятие всегда отличается от рядового учебного занятия яркой нетрадиционной подачей, которая мотивирует участников с разными индивидуальными особенностями и предпочтениями. Можно смело утверждать, что данное мероприятие представляет собой маленькое, но настоящее шоу исполнителя, мастера.

За время преподавательской деятельности в педагогическом колледже использование такой формы обучения как мастер-класс для автора статьи стало неотъемлемой частью работы. Подготовка студентов к вхождению в профессию «воспитатель», «учитель» предполагает воспитательный, практико-ориентированный и творческий характер обучения. Каждая из трех составляющих важна в любой педагогической профессии. Мастер-класс, особенно творческого содержания, позволяет аккумулировать все три составляющих, образующих характер педагогической деятельности. Таким образом, данная форма образовательной деятельности априори является профориентационной. Рассмотрим, как это происходит, более подробно.

1.Воспитательный характер деятельности при организации мастер-класса можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, при проведении мастер-класса преподавателем (или другим лицом, не являющимся частью студенческого микро-сообщества), студенты восхищаются профессионализмом мастера. У них возникает потребность в достижении такого же уровня совершенства в получаемой профессии. Соответственно, в ходе подобных мероприятий решаются задачи по повышению профессиональной мотивации, воспитанию целеустремленности; происходит профессиональное воспитание личности.

С другой стороны, когда мастер-класс организуется студентом (студентами) для своих сверстников или для студентов младших курсов, помимо тех же воспитательных задач, которые были озвучены, также происходит воспитание в будущих педагогах желания быть наставниками, помощниками, воспитывается чувство заботы об окружающих людях,  такие педагогические качества, как тактичность и вежливость в общении с другими людьми. Это немаловажно при освоении профессии «воспитатель», «учитель», поскольку эти качества составляют важную часть педагогической культуры.

Студенты нашего колледжа с огромным желанием включаются в работу по организации мастер-классов. Как будущие педагоги, студенты строят свое общение с совершенно разными возрастными категориями людей: детьми дошкольного и школьного возраста, студентами-сверстниками и студентами других курсов, других колледжей, взрослыми. При этом к каждому они стараются найти подход, заинтересовать, подбирают объяснение, проявляя понимание, вежливость к участникам. В общении с детьми дошкольного возраста характер общения студентов отличается особой теплотой, им хочется порадовать малышей, что они и делают с большим удовольствием. Наиболее ярко эти особенности стали заметны во время работы на творческих площадках ко Дню города, где каждый желающий мог создать под руководством студентов «Подарок любимому городу».

Очень часто воспитательный характер проявляется в ходе инициативы студентов, в их желании прийти к другим студентам, рассказать о том, чем им хочется поделиться. В этом случае на первый план выступает не содержание тех знаний, которые готовы предложить студенты, а их порыв, их желание помочь остальным. Все это и составляет воспитательный ресурс мастер-класса как формы образовательной деятельности.

2. Практико-ориентированный характер мастер-класса не требует большого количества подтверждения, обоснования. Достаточно порассуждать о том, что в ходе просмотра МК в роли слушателя и активного зрителя студенты перенимают необходимые знания, которые впоследствии они смогут применить в ходе практической работы с детьми. Профессиональная направленность мастер-класса значительно возрастает в том случае, когда студенты самостоятельно делятся полученными профессиональными знаниями и умениями с другими. В ходе подобной деятельности они обогащают практический опыт в педагогической деятельности, оттачивают профмастерство. Такая форма эффективнее контрольной работы помогает студентам осознавать пробелы в составлении объяснения, подборе методов и приемов и многое другое. Практико-ориентированная роль мастер-класса неоспорима и бесценна, именно поэтому данная форма работы среди студентов и преподавателей нашего колледжа особенно популярна.

Наши студенты организуют мастер-классы по пескографии и оригами, правополушарному и ассоциативному рисованию. Содержание этих мастер-классов имеет в своей основе творческие виды деятельности, которые становятся средством для развития творческих способностей, воображения, способности к творческой ассоциации и интерпретации и т.д. Самым любимым у активных студентов-мастеров стал мастер-класс «Что тебе подарить?» по изготовлению «вкусных» открыток (в них в качестве отдельных деталей используются конфеты).

Такие творческие мастер-классы позволяют студентам совершенствовать навыки объяснения поставленной перед детьми задачи. Всем известно, что объяснение педагога в работе с совершенно разными возрастными категориями играет важное, первостепенное значение. Чтобы объяснить маленьким детям правильность выполнения задания будущим воспитателям необходимо много раз практиковаться это делать. И мастер-класс становится эффективным способом, который помогает добиться высокого уровня педагогического мастерства. Особенно заметна роль мастер-классов в этом направлении, когда студенты старших курсов организуют обучающие мастер-классы для младших курсов под эгидой проекта «Молодые-молодым». Так, студенты демонстрировали пример объяснения дидактической задачи и показа способов изобразительных действий по рисованию в младшем дошкольном возрасте с использованием игровых приемов. Вот как выглядел фрагмент данного мастер-класса:

На демонстрационном столе был расстелен заранее ватман, в центре которого расположена елка. Рядом находилась кисть с эмблемой Капельки и гуашь.

Студент-мастер: Важную роль в успешном результате занятия играет грамотное объяснение. На помощь воспитателю в составлении объяснении способа какого-либо изображения играет использование игровых приемов, дидактических игр и сказок.

Предлагаю вашему вниманию фрагмент объяснения в игровой форме, направленный на освоение детьми формообразующих движений.

Объяснение: Ребята, скоро Новый год, посмотрите какая елочка стоит на полянке — загляденье! Красивая, нарядная! Полюбоваться на нашу красавицу пришла одна моя знакомая – Кисточка-Капелька. Она очень любит рисовать и танцевать. Посмотрите, искупалась Капелька в краске, подошла ближе к Елочке, встала на носочки: и побежала вокруг елочки на носочках легко-легко…»

Это лишь фрагмент объяснения, но он тем не менее позволяет понять основные условия проведения обучающего мастер-класса, а именно:

— необходимость создания специально оборудованной предметно-пространственной среды;

— ознакомление с методическими аспектами демонстрируемого приема, метода, способа обучения (его ролью в образовательном процессе, спецификой применения и др.);

— демонстрация приема, метода, способа, с которым ознакомили в начале проведения МК с такой эмоциональной и интонационной выразительностью, как если бы это организовывалось для детей заявленной возрастной категории;

— подведение итогов.

Среди запомнившихся мастер-классов также студенты отмечают проведение игры по развитию творческого воображения «Превращалочка», мастер-класс по организации дежурства по столовой и многие другие.

3. Не менее ярко прослеживается и творческий характер педагогической деятельности при организации мастер-классов. Наблюдения показали, что, если студент не является организатором и наставником-мастером, творческий характер деятельности задает педагог: он использует такие способы обучения, которые будут способствовать активизации творчества и инициативы студентов; создает проблемные ситуации, которые необходимо решить сиюминутно. В том случае, когда студенты участвуют в организации и проведении подобных мероприятий, творческие способности развиваются наиболее полно: студенты участвуют в обсуждении планируемого мастер-класса, предлагают собственные идеи, которые могут войти в его содержание, импровизируют и проявляют педагогическую гибкость и находчивость на репетициях и непосредственно на мероприятиях.

Также из опыта работы следует, что раннее вовлечение студентов в деятельность по организации и проведению мастер-классов способствует большему развитию всех трех составляющих характеров педагогической деятельности. Студенты становятся более профессионально мотивированными, уверенными, креативными. К 4 курсу они способны самостоятельно спланировать мастер-класс: продумать его содержание, подобрать объяснение, а затем обсудить это мероприятие с педагогом.

Помимо этого, планирование к этому моменту у студентов происходит на основе анализа предыдущих мероприятий. Так, например, при организации мастер-класса на день молодежи нам было необходимо подготовить материал для создания творческих работ в технике «грифонаж». Планировался охват большого количества участников, горожан. Студенты при подготовке листов, карандашей начали продумывать их возможные действия в том случае, если материалов не хватит. По инициативе студентов были подготовлены цветные мелки для рисунков на асфальте на этот случай. Материалов хватило всем желающим, и цветные мелки не пригодились, однако то, что будущие педагоги продумали этот момент и были к нему готовы, свидетельствует о высокой степени готовности к самостоятельной профессиональной деятельности. Это ли не показатель эффективности профориентационной работы при помощи использования формы мастер-класса?!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Терминологический словарь / Система быстрого поиска. Википедия. – Режим доступа : свободный. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81 (дата обращения : 28.10.2022)
Мастер-класс как форма организации профориентационной работы со студентами дошкольного отделения ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»