ВЫПУСК 8

Образование 2020-2030: будущее наступило вчера

Обобщение педагогического опыта на тему: «Игры — эстафеты на основе народных подвижных игр в детском саду»

41
Автор: Смирнова Анна Геннадьевна, инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад №444»
Категория: В помощь молодому педагогу

В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание, сохранение национальных традиций, формирование дружеских отношений к людям других национальностей приобретают большую актуальность. Скоро наша страна будет отмечать праздник – День народного единства, поэтому формировать понятие о дружбе народов, населяющих нашу страну, понятие о России как многонациональном государстве, народы которого проживают в дружбе и согласии между собой, необходимо с дошкольного возраста.

Народные игры и игры-эстафеты на основе народных подвижных игр могут быть средством патриотического воспитания. Радость движения сочетается в народных играх с духовным обогащением детей. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребенка, зарождается интерес к обычаям и культуре людей других национальностей.

Начиная со старшей группы, наряду с индивидуальными соревнованиями, вводятся командные соревнования. Они призваны воспитывать у детей чувство ответственности перед командой, создавать общность радостных переживаний, вызывать уважение друг к другу, гордость за достигнутые успехи.

Игры-эстафеты на основе народных подвижных игр реализуют все виды задач физкультурно-оздоровительной работы:

  • Образовательные: расширять и закреплять знания о традициях народов, населяющих нашу Родину, познакомить с подвижными народными играми.
  • Воспитательные: воспитывать интерес и дружелюбие к другим национальностям, чувство коллективизма в эстафетах.
  • Оздоровительные: упражнять в основных движениях: беге, прыжках, метании.

Игры-эстафеты способствуют развитию физических качеств: ловкости, быстроты, глазомера, умения ориентироваться в пространстве. Проведение игр-эстафет подразумевает поочередное выполнение задания. 

Для сохранения интереса и двигательной активности лучше делить детей не на две, а на три и даже 4 команды, равные по силам.  Задания, выполняемые отдельными детьми, следует чередовать с играми и эстафетами, выполняемыми всей командой одновременно. Необходимо учитывать достаточность инвентаря, назначить (или выбираются детьми) капитанов команд, которые следят за соблюдением правил, поочередностью выполнения, оказывают помощь другим игрокам. Поощрять детей можно как индивидуально, так и коллективно – подарить книгу по теме досуга, мяч, несколько скакалок.

Эстафеты на основе народных подвижных игр были разработаны нами ко Дню народного единства. Совместно с воспитателями заранее были проведены беседы о Родине по ознакомлению старших дошкольников с традициями разных народов, населяющих нашу Родину. Инструктором по физической культуре были проведены подвижные игры народов Поволжья, а затем на их основе составлены игры-эстафеты. Например, башкирская игра «Медный пень» стала основой для эстафеты «Кто быстрее до пенька»; татарская «Спутанные кони»- для одноименной эстафеты; грузинская «Кабахи»- для эстафеты с метанием.

Ко Дню народного единства в нашем ДОУ совместно со старшим воспитателем и инструктором по физической культуре был организован квест.  Каждая группа выполняла различные задания по закреплению знаний о нашей Родине, о народах, населяющих её, об истории праздника и получала жетоны. Инструктор по физической культуре организовала игры-эстафеты на основе подвижных игр. За каждое правильно, без нарушений выполненное задание команде вручали жетон. В конце мероприятияпобедителем стала группа, у которой больше жетонов.

Предлагаю вашему вниманию картотеку игр-эстафет ко Дню народного единства, составленную на основе народных подвижных игр.

  Название, содержание Основной вид движений Физические качества атрибуты
1. «Кто быстрее до пенька» (на основе башкирской игры «Медный пень») На полу выложены обручи по типу «классики» для двух команд, за ними на расстоянии 2м. стоит куб. Две команды выстраиваются в колонны. Первые игроки в команде одновременно по сигналу выполняют прыжки в обручах, затем садятся на «пень» (куб) — кто быстрее. Результат суммируют, выигрывает команда, которая больше раз села на «пень».   Прыжки, бег с ускорением ловкость Обручи, куб
2. «Жмурки — носильщики» (осетинская народная игра). Готовится место для игры. В одном конце зала ставят небольшой стол и на нём раскладывают десять кубиков или кеглей. На расстоянии 3-4м. от столика ставят две корзины или коробки. Выбирают двух участников из разных команд. Они встают рядом каждый со своей корзиной, им завязывают глаза. Остальные дети располагаются по краям площадки. Каждый носильщик должен перенести со столика в свою коробку пять предметов. Победит тот, кто раньше справится с заданием. Важно учесть, что оба носильщика начинают одновременно по сигналу и переносят только по одному предмету. В ходе игры надо следить, чтобы носильщики не сталкивались. Быстрая ходьба Ориентировка с закрытыми глазами, смелость Стол, два контейнера, десять кеглей
3. «Меткие всадники» (грузинская народная игра). В середине зала (площадки) на высоту 1,5м. подвешивают мяч большого размера. От мяча на расстоянии 2-2,5м. проводят линию для метания. Игроки распределяются в две команды и располагаются в шеренгу. Всадники сидят верхом на лошадях (палки с изображением головы лошади). У каждого в руках мяч малого размера. Игрок первой команды скачет прямым галопом к линии метания, стараясь попасть мячом в большой мяч, после чего возвращается на своё место. В игру вступает первый игрок второй команды и т.д. Каждый мяч, попавший в цель, дает команде одно очко. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.  Прямой галоп, метание Быстрота, меткость, глазомер Мяч большого размера, палки-лошадки
4. «Спутанные кони» (татарская народная игра). Играющие делятся на три-четыре команды с четным количеством игроков и выстраиваются на линии старта. Напротив ставят стойки.  Двум первым игрокам в команде связывают левую и правую ноги, и они вдвоем начинают движение до стойки и обратно. Затем бежит следующая пара. Выиграет команда, закончившая эстафету первой. Бег в паре Согласованность движений, быстрота Две стойки, два платка
5. «Петухи» (мордовская народная игра). На земле выложить круг диаметром 2м. Выбирают двух мальчиков. Они изображают петухов. Стоя на одной ноге, каждый пытается вытолкнуть соперника из круга плечом. Выиграет тот, кто сделает это первым.  Правила: нельзя вставать на вторую ногу, толкать соперника рукой, руки держать за спиной. Прыжки на одной ноге Координация движений, выносливость, Разметка для круга, шапочки петухов
6. «Снятие шапки» (грузинская народная игра). На одном конце зала (площадки) у стартовой линии выстраиваются 2-3 команды в колонну. Напротив каждой команды ставят по две стойки высотой 1м.: ближнюю на расстоянии 2-3м., а дальнюю – 7-8м. от стартовой линии. На дальние стойки вешают по одной шапке. Первые игроки в команде по сигналу бегут в дальний конец площадки, снимают шапку с дальней стойки и вешают её на ближнюю. Затем бегут к следующему игроку и передают ему эстафету. Последующий игрок бежит к ближней стойке, снимает шапку и вешает её на дальнюю стойку, после чего возвращается в команду. И так далее, пока все дети по разу не примут участие в игре.  Выиграет команда, раньше всех закончившая игру. Правила: если игрок уронит шапку, он обязан её подобрать и повесить на стойку. Бег с ускорением Ориентировка в пространстве Две стойки. две шапки

Практика физического воспитания показывает, что применение игр-эстафет на основе народных подвижных игр способствует совершенствованию двигательных функций, воспитанию интереса к народным традициям. Инструктор по физической культуре помогает дошкольникам осознать, как важно для достижения положительного результата действовать по правилам, сообща, помогать друг другу и выполнять задания максимально быстро.

Список используемой литературы:

1.Детские подвижные игры народов СССР: пособие для воспитателя дет.сада / Сост.А.В. Кенеман; Под ред. Т.И. Осокиной.- М.: Просвещение, 1988.- 239с.

2.Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду.-3-е изд., переаб.-М.: Просвещение, 1986.- 304с.

3.Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений /Под ред. С.О Филипповой.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.- 416с.

Обобщение педагогического опыта на тему: «Игры — эстафеты на основе народных подвижных игр в детском саду»