ВЫПУСК 8

Образование 2020-2030: будущее наступило вчера

Организация профильного обучения в школе (из опыта работы)

28
Автор: Егорова Галина Ивановна, заместитель директора, учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа №101 имени Е.Е. Дейч»
Категория: В ногу со временем

В современных условиях одним из главных результатов образования обучающихся является не только наличие прочных знаний, но и готовность выпускников самостоятельно определяться с выбором будущей профессии. Поэтому важнейшим направлением российского образования по-прежнему остается система профильного обучения.

Профильное обучение в старшей школе определено концепцией модернизации российского образования и реализуется с учетом принципа дифференцированного подхода.

Создание школ, где обучающиеся проходят профильное обучение, является адекватным ответом на пожелания самих школьников, которые по результатам опроса высказали мнение, что модель простой общеобразовательной школы исчерпала себя и не позволяет в полной мере ориентироваться профессионально. Именно профильное обучение, являясь средством дифференциации и индивидуализации обучения, позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации учебного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение с учетом всех принципов требует для своей реализации новых педагогических технологий, которые должны включать в себя сотрудничество, деятельно-творческий характер педагогического взаимодействия, диалогичность, направленность на индивидуальное развитие ученика, способного выбрать профиль обучения. Преподавание в профильных классах позволяет создать предметно-развивающую образовательную среду, раскрыть творческую направленность технологий обучения, оказать поддержку индивидуальности каждого ученика и помочь выстроить индивидуальную образовательную траекторию.

В связи с этим в нашей образовательной организации много внимания уделяется профориентационной работе с обучающимися. Деятельность педагогического коллектива школы по профориентации школьников опирается на знание системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Под профориентацией понимают систему социально-экономических, психолого-педагогических, производственно-технических мер по оказанию школьникам личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии.

В нашей школе профориентационная работа реализуется через организацию учебно-воспитательного процесса и вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность. Для развития профориентационной работы создана программа «Совершенствование механизмов профессионального самоопределения школьников», целью которой является оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Программа нацелена на решение таких задач, как получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся для разделения их по профилям обучения; обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет углубления и расширения учебного материала, а также путем введения элективных курсов.

Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности обучающихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой). С этой целью в рамках реализации программы ежегодно составляется школьный план работы по профориентации. К тому же, раздел «Профориентация» является обязательным в плане классных руководителей 9-11-х классов. Приказом директора назначаются ответственные за профориентационную работу (в нашей школе это заместители директора, курирующие 9-11-е классы, они же являются координаторами профориентационной работы в школе, социальный педагог, осуществляющий взаимодействие с обучающимися и их родителями (законными представителями), классные руководители 9-11-х классов). Для оказания более компетентной помощи обучающимся по вопросу профессионального самоопределения социальный педагог школы прошла курсовую подготовку по теме «Стратегия трудоустройства на рынке труда» в объеме 72 учебных часов.

Одной из составляющих системы профориентации является диагностика профессиональной направленности обучающихся 9 классов. Несколько лет назад началось сотрудничество нашей школы с профориентационным центром «Профи», созданным на базе факультета довузовской подготовки и дополнительных образовательных услуг НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Работа данного центра основана на использовании методик «Профориентатор» и «Профкарьера». Посещение данного центра с целью профопределения способствует профессиональному самоопределению и самореализации подростков. Обсуждение с координатором центра соответствующих найденному профилю профессий помогает обучающимся сделать более осознанный выбор. На выбор будущей профессии выпускников 9-х классов влияет и выбор профиля обучения в старших классах. Педагогом-психологом школы среди обучающихся 9-х классов традиционно проводится анкетирование«Выбор дальнейшего маршрута обучения», на основе которого формируются профильные классы. Большим спросом среди выпускников 9 классов, планирующих продолжить обучение в 10-м классе, пользуются технологический и гуманитарный профили обучения.

Весомую помощь классным руководителям в реализации блока «Профориентация» оказывает поддержание связей образовательного учреждения с социальными партнерами. На протяжении нескольких лет наша школа сотрудничает по программе сетевого маркетинга с такими высшими учебными заведениями города, как НГТУ им. Р.Е. Алексеева, НГПУ им. Козьмы Минина, СамГУПС (нижегородский филиал), НГЛУ им. Н. Добролюбова. Два раза в год кафедры довузовской подготовки названных вузов приглашают выпускников 11-х классов на День открытых дверей и на День факультета. Ведущие специалисты кафедр выступают на родительских собраниях, где подробно знакомят обучающихся и их родителей (законных представителей) со специальностями и направлениями обучения. Образовательное учреждение поддерживает тесные контакты и со средними учебными заведениями. Соседство школы с НМБК долгое время позволяло осуществлять реализацию химико-биологического профиля на старшей ступени обучения.

В целяхоптимизации профориентационной работы ежегодно проводятся городская выставка «Куда пойти учиться?» и городская акция «Выбираем будущее», которые посещают обучающиеся 9, 11 классов. В помощь выпускникам в школе оформлен стенд «Профильное обучение», на котором представлены статьи о профессиях, информационные буклеты средне специальных и высших учебных заведений. Выпускники 11-х классов принимают активное участие в профориентационных играх, проводимых различными вузами. Наша образовательная организация на протяжении уже двух десятков лет является базовой школой НГТУ имени Р.Е. Алексеева. Каждый год команда обучающихся 11а класса (профильный технологический класс) принимает участие в интеллектуальной игре «Супер-блиц», которая проходит по правилам популярного телеклуба «Что? Где? Когда?» и направлена на привлечение и поощрение одаренных учащихся будущих студентов вуза. Так, 27 октября 2022 г. на площадке Информационного центра по атомной энергии прошла первая в новом учебном году осенняя серия игр. По итогам «Супер-блица» команда учащихся 11а класса заняла 2 место. Кроме того, всем участникам игры начислены баллы индивидуальных достижений, которые будут учтены в будущем при поступлении в НГТУ им. Р.Е. Алексеева. На данный момент обучающиеся 11-х классов готовятся к профориентационной деловой игре «Траектория», инициатором проведения которой является ННГУ им. Н.И. Лобаческого.

На основе вышеизложенного можно сделать общий вывод, что предпрофильная подготовка и профильное обучение способствуют созданию условий для дифференциации содержания обучения, профессиональному и жизненному самоопределению обучающихся, их успешной социализации. Профильное обучение обеспечивает преемственность между общим и профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить обучающихся старших классов к освоению программ профессионального образования. Обучаясь в профильных классах, ученик целенаправленно изучает предметы, необходимые для дальнейшей профессии, тем самым значительно повышая шансы для более успешной сдачи ЕГЭ и поступления в выбранный вуз. Кроме того, профильное обучение способствует построению индивидуальных образовательных программ.

Список используемой литературы

Вдовина С. А., Вдовина Е. А. Психолого-педагогическое содействие в профессионально-личностном самоопределении старшеклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. № 9(20). С.2–7.

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Официальные документы в образовании. 2002. №27. С.13-33.

Попович, А. Э. Роль профильного обучения в профессиональном самоопределении старшеклассников.А. Э. Попович//Среднее профессиональное образование. 2011. №3. С.3-6.

Организация профильного обучения в школе (из опыта работы)