ВЫПУСК 8

Образование 2020-2030: будущее наступило вчера

Основы формирования графической культуры студентов СПО

43
Автор: Гречкина Мария Александровна, преподаватель ГПБОУ «НРТК»
Категория: Из опыта работы

АННОТАЦИЯ

Рассмотрены теоретические и практические аспекты формирования графической культуры студентов в колледже инженерных специальностей в современных условиях. Выявлены возможности использования компьютерных технологий для формирования графической культуры студентов в колледже при изучении дисциплин «начертательная геометрия» и «инженерная графика».

ANNOTATION

Includes theoretical and practical aspects of the formation of a graphic culture of engineering specialties in modern conditions. The possibilities of using computer technologies to form the graphic culture of students in the study of the disciplines «descriptive geometry» and «engineering graphics» are revealed.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

графическая культура, графическая подготовка, компьютерная графика, инженерная графика, учебно-методическое обеспечение, электронные обучающие продукты 

KEYWORDS

graphic culture, graphic training, computer graphics, engineering graphics, teaching and methodological support, e-learning products

Графическая культура – ​​одна из важнейших составляющих профессиональной культуры инженера. В настоящее время любому образованному человеку необходимо наличие графической культуры. Это связано с широким использованием компьютерной графики, появилось большое количество графики, символов и знаковой информации в различных сферах общественной и производственной жизни. Графика и образы являются одним из основных средств познания окружающего мира и средством осуществления человеком творческого и пространственного мышления.

Графическая культура в широком смысле понимается как «ряд достижений человека в создании и освоении графических способов отображения, хранения и передачи информации о геометрии и технике предметного мира, а также творческой профессиональной деятельности по развитию. Графический язык» [1].

Графической культурой в узком смысле считается степень совершенства, достигнутая человеком в овладении графическими приемами и способами подачи информации, измеряемая качеством исполнения и чтения рисунков [2].

Как элемент профессиональной культуры специалистов изобразительная культура представляет собой «единство графических знаний, умений и навыков, ценностного отношения к результатам изобразительной деятельности, комплексного качества, обеспечивающего профессиональное творческое саморазвитие» [1].

В контексте инженерной подготовки «графическая культура как элемент общей культуры инженера характеризуется высоким уровнем знаний, навыков и компетенций в области визуализации, умением понимать механику использования графических отображений, эффективно решать профессиональные проблемы приемлемым образом. Способность своевременно интерпретировать и представлять результаты на эстетическом уровне» [3].

В качестве структурных компонентов изобразительной культуры, определяющих ее целостное целое, исследователи выделяют: познание, мотивационное значение, операциональную деятельность, индивидуальное творчество [1].

На наш взгляд, в плане формирования и развития изобразительной культуры важнейшим из них является аксиология, то есть мотивационно-ценностная или ценностная семантика, осознание ответственными субъектами необходимости приобретения и совершенствования графических знаний и умений, и их вклад в будущую профессиональную деятельность и признание ценности личного опыта.

Приходится признать, что познавательный, деятельностный и творческий компоненты являются структурными компонентами и показателями культурного уровня индивидуальной графики, а также общего культурно-образовательного уровня людей. Познавательная и творческая деятельность являются основополагающими в образовательном процессе.

Помимо этих структурных компонентов изобразительной культуры необходимо выделить эстетическое восприятие окружающего мира, а значит умение создавать, моделировать, проектировать предметы, удобные, гармоничные и красивые. Это особенно важно в инженерной деятельности, так как конвейеризация и стандартизация производственных процессов и продуктов фактически лишают производителей возможности создавать красоту. Но красота не только передает душевную радость и наслаждение, но и играет огромную познавательную и воспитательную роль в обществе. В техникумах выше техникумов наблюдается явный разрыв в эстетической направленности подготовки инженерных талантов. Для решения этой проблемы необходимо пересмотреть методологическое содержание дисциплины, чтобы заставить сосредоточиться на практической задаче создания элементов красоты окружающей среды [4].

Поэтому при целенаправленном формировании изобразительной культуры школьника необходимо учитывать все ее структурные компоненты и обеспечивать ее развитие с учетом современных учебно-производственных условий.

Стремительное развитие информационных технологий привело к изменению содержания существующей инженерной работы, в результате чего изменились требования к подготовке выпускников колледжей и оценке их профессионального качества. Профессиональная графическая компетентность инженера предполагает уровень сознательного применения графических знаний, навыков и умений, основанный на знании функциональных и конструктивных особенностей технических объектов, опыте графической профессионально-ориентированной деятельности, свободно ориентируемых приемах в графических информационных средах.

Современное производство ориентируется на компьютеризацию проектно-конструкторской деятельности, поэтому при подготовке инженерных кадров необходимо иметь должную графическую подготовку будущих специалистов.

На начальном этапе обучения в инженерных вузах изучаются такие предметы, как «Начертательная геометрия», «Инженерная и компьютерная графика», которые способствуют развитию пространственного воображения, творчества и конструктивного мышления будущих специалистов. Учащиеся приобретают навыки использования абстрактных геометрических моделей, приобретают знания о правилах черчения, оформляют проектную документацию, осваивают компьютеризацию чертежных работ с помощью графического редактора.

Графическая дисциплина является основой формирования у студентов в колледже специальностей и графической культуры. Поэтому необходимо в методике преподавания предмета графики больше внимания уделять развитию наглядности, логики и абстрактного мышления, чтобы у учащихся была возможность формировать статические и динамические пространственные представления. При этом необходимо эффективно обучать графику учащихся с помощью различных аудиторных и внеаудиторных занятий, активизировать и разнообразить их учебно-познавательную деятельность за счет инновационных методик обучения.

Такой подход предполагает создание «наглядной среды обучения – совокупности условий обучения, акцентирующих использование резерва наглядного мышления. Эти условия предполагают наличие традиционных наглядных пособий и специальных средств и приемов, активизирующих работу зрения на продуктивные результаты» [5].

Основной формой аудиторной работы являются лекции. Для повышения мобильности студентов в колледже и экономии времени рекомендуется проводить презентации лекций на электронных носителях. Несомненным достоинством лекций-презентаций является отсутствие мела и тряпок, четкость изображений и надписей, возможность вернуться к предыдущим слайдам и восстановить утраченный материал. В качестве недостатков можно отметить возможность выхода оборудования из строя во время лекций, отражения в яркую погоду, трудности со считыванием графической информации с экрана и копированием ее в блокноте.

Список литературы

1. Лямина А. А. Графический язык — язык межнационального общения: Материалы для XI региона. Технологии. конф. «Университетская наука — Северный Кавказ». Т. 2. Ставрополь: СевКавГТУ, 2007. 168 с.

2. Кострюков А. В. Теоретические основы и практика формирования изобразительной культуры студентов в колледже технического вуза в условиях модернизации высшего профессионального образования (на примере начертательной геометрии и инженерной графики): дис. … Доктор Педер. Наука: Оренбург, 2004. 328 страниц.

3. Ведякин Ф. Ф., Панасенко О. Ф. Пространственное мышление и графическая культура студентов в колледже инженерных специальностей: Материалы для Всерос. научная конф. Международное участие «Анализ гуманитарных проблем в современном российском обществе». Омск: ОмГУПС, 2006.

4. Половинкин А. И. Основы инженерного творчества: Учебник. разрешение. Издание третье, св. СПб.: Издательство «Лань», 2007. 368 страниц.

5. Шеховцова Д.Н. Визуализация математических знаний с помощью компьютерных технологий // Вестн. объем. Государственный пед. Университет 2010, Выпуск 10. С. 99-103.

Основы формирования графической культуры студентов СПО