ВЫПУСК 8

Образование 2020-2030: будущее наступило вчера

Профориентационное занятие – тренинг «Выбор профессии»

30
Автор: Губарева Людмила Геннадьевна, преподаватель ГБПОУ РО «Ростовского-на-Дону автотранспортного колледжа»
Категория: Вопросы профориентации

Пояснительная записка

­ Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом. По данным же разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20 профессий, поэтому профориентация зачастую носит стихийный характер. Изучение мотивов выбора профессии первокурсниками нашего колледжа показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих.  32 % — первокурсников выбрали автотранспортный колледж по совету родственников, знакомых, друзей. 13 % подростков поступили после посещения «дня открытых дверей» и рекламы нашего колледжа в социальных сетях. Только около   33 % бывших школьников выбрали специальность, ориентируясь на содержание деятельности.

Выбирая будущую профессию, старшеклассник, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности.

Для очень многих ситуация выбора оказывается стрессовой. Причины этого кроются в том, что с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой – он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям.

Поэтому целями профориентационного занятия-тренинга являются:

— оказание информационной помощи в выборе профессиональных предпочтений, наиболее отвечающих индивидуальным особенностям;

  — раскрытие содержания профессионального самоопределения для подростков;

— формирование навыков конструктивного взаимодействия, уверенности в своих возможностях относительно самореализации в будущей профессии.

Задачи:

  побудить учащихся к осознанному профессиональному выбору специальностей колледжа;

— способствовать повышению познавательной активности учащихся;

 — содействовать формированию основ коммуникативной и экономической грамотности учащихся;

 — воспитание положительных личностных качеств, умения работать в коллективе.

Участники: обучающиеся старшего школьного возраста (9-10 классы)
Оборудование и реквизит:
— мультимедийная аппаратура (проектор, экран, ноутбук, колонки),
— листы формата А-4, ручки, маркеры.

Количество участников: 25-30 человек.

Продолжительность занятия: 45 минут


Ход мероприятия

1. Вводная часть

Вступительное слово.

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые педагоги!
Рады приветствовать вас на дне открытых дверей в нашем колледже.  Сегодня мы подготовили для вас профориентационное занятие с элементами тренинга «Выбор профессии» и хотим поговорить о вашем будущем. Мы все любим жизнь и хотим быть счастливыми. Жизнь – это богатство, данное каждому изначально, и очень хочется, чтобы она была прекрасной и счастливой.

Есть такое выражение: «Счастье – это быть необходимым, нужным человеком, это любить жизнь, людей, свою будущую профессию».

Люди давно ищут формулу счастья. Одна из таких формул звучит так: счастлив тот, кто утром с удовольствием идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой.

Вот почему так важно правильно выбрать профессию.

И это ваш первый осознанный выбор. До этого родители за нас делали выбор: садик, школу, одежду.

Игра «Ассоциация»

Ведущий: Давайте для начала сейчас попробуем ответить на вопрос: «Что же такое профессия?».

Фиксируем на доске варианты — ассоциации с этим словом, предложенные обучающимися. Обсуждение. (Профессия — работа, специальность, доход, занятие, деятельность, труд, любимое дело, зарплата).

2. Основная часть

Мини-лекция

 Профе́ссия (лат. professio; от profiteor — «объявляю своим делом») — род трудовой деятельности человека, обычно его источник существования.

Выбрать профессию – это не столько выбрать себе работу, сколько быть принятым в определенную группу людей, принять её этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни.

Как правильно выбрать профессию?
Процесс выбора профессии не так прост. Для правильного, адекватного выбора выпускнику школы приходится проделать большую внутреннюю работу:

-необходимо проанализировать свои ресурсы (интересы, способности, особенности личности);

 -узнать и принять требования избираемой профессии;

 -осознать потенциальные несоответствия личностных особенностей и  специфики профессии  и оценить возможность коррекции этих несоответствий.

И сегодня среди нас присутствуют те, кто уже определился с таким выбором, а также и те, кому это еще предстоит сделать. Как принять правильное решение, о котором потом не пришлось бы жалеть? Какова формула успешного выбора?

Нашу сегодняшнюю встречу я предлагаю назвать тремя простыми словами:

Хочу. Могу. Надо.

И мы вместе с вами сегодня постараемся открыть секрет правильного выбора профессии.

Классификация профессий.

Сколько же всего существует профессий? На сегодняшний день в России их насчитывается более шести тысяч, и каждая предъявляет определенные требования к человеку. Одни профессии требуют от человека силы и ловкости, другие – ума и аккуратности, третьи – общительности и сдержанности.

Чтобы было легче ориентироваться в этом огромном мире профессий, специалисты объединили их в группы по различным типам и классам. Класс профессий говорит о степени сложности и требуемой квалификации человека, т.е. о характере труда, который может быть исполнительным или творческим.

Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей деятельности.

Различают пять типов профессий – «человек – человек», «человек — природа», «человек — техника», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ».

В нашем колледже представлены следующие специальности:

 — «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей», которая относится к типу «Ч-Т»;

  • «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)», которая интегрирует в себе два типа профессий «Ч-Т» и «Ч-Ч»;
  • «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», которая относится к типу «Ч-ЗС»;
  • «Сервис на транспорте (по видам транспорта), относится к типу «Ч-Ч».

 Экспресс- диагностика типа профессии.

  1. Знания лучше всего запоминаются:

            а) после прочтения учебника;

            б) после объяснений учителя;

            в) на собственном опыте;

            г) когда они наглядные: есть картинки, слайды, фильмы.

2) У вас есть немного свободного времени. Чем вы его займете?

            а) почитаете книгу или напишите пост в интернете;

            б) поболтаете по телефону;

            в) начнете что-то мастерить;

            г) порисуете или просто помечтаете о будущем.

3) Каких уроков в школе должно быть на ваш взгляд больше?

            а) русского и иностранного языков;

            б) необычных, каких нигде нет;

            в) математики, истории;

            г) биологии, технологии.

4) А каких уроков должно быть меньше?

            а) физкультуры и ОБЖ;

            б) математики и химии;

            в) русского и иностранного языков;

            г) скучных, где не надо креативить и фантазировать.

5) Вы пригласили одноклассника к себе в гости, но он не знает дороги. Вы….:

            а) подробно напишите ему, как пройти или проехать;

            б) не только напишите, но и покажете в лицах;

            в) нарисуете ей подробный план проезда или пришлете скрин карты;

            г) встретите лично и проводите к себе домой.

6) Какой кружок вы посещаете или хотели бы посещать?

            а) литературно-художественный, где можно сочинять или обсуждать книги,           фильмы;

            б) музыкальный или танцевальный;

            в) такой, где можно что-то мастерить или конструировать;

            г) декоративного искусства или художественный.

Обработка результатов

Посчитайте, каких букв у вас получилось больше и узнайте, какая профессия вам подходит.

А  — Вы – человек слова. Вы любите читать, легко запоминаете прочитанное, но объяснения учителя вам обязательно нужно записывать, иначе вы их забудете. Вы можете стать писателем, врачом, ученым, телеведущим, журналистом, переводчиком.

Б – Вы — человек звука. Вы, наверное, любите музыку, чтение вслух и пофантазировать. У вас отличная память, но вам легче запомнить то, что сказали, чем то, что записано на бумаги. Из вас выйдут хорошие актеры, музыканты, учителя, адвокаты и даже политики.

В – Вы — человек знака. Вы любите изобретать, мастерить, конструировать, а в раннем детстве переломали немало игрушек, чтобы узнать, как они устроены. Вы обожаете приключения, детективы, фэнтези. Из вас получится инженер, архитектор, исследователь, переводчик.

Г – Вы — человек цвета и образа. Прирожденные художники, вы научились держать карандаш и ручку раньше, чем ложку и рисовали на всем, что попадалось под руку. У вас хорошая зрительная память, вы способны помнить многие вещи в деталях. Вы можете стать художником, модельером, парикмахером, писателем или искусствоведом.

Обсуждение результатов диагностики

Мини-лекция

Мы разобрали первую составляющую формулы выбора профессии «ХОЧУ». Есть еще вторая составляющая – «МОГУ». Например, я хочу быть олимпийской чемпионкой по фигурному катанию, а могу ли? Известно, что профессиональный труд предъявляет к человеку конкретные требования со стороны его здоровья, физиологических и психологических особенностей, уровня и качества образовательной подготовки. Поэтому одним из первых вопросов при выборе профессии является «Могу ли я, способен ли я?»

Способности — это качества, обеспечивающие успех в деятельности. Способности человека в каждый данный момент — это и есть его «Я могу».

Как их определить? Прочитать профессиональные требования к выбранной профессии и попробовать реально оценить свои способности и возможности. Еще провести диагностику своих способностей. Посчитать все свои медали, грамоты и успехи в выбираемой области.

Вопросы для обсуждения

— Как вы думаете, какие из современных профессий наиболее востребованы на рынке труда Ростовской области?

— А какие профессии популярны?

— Придумайте наиболее перспективные профессии будущего.

 Список профессий, востребованных в Ростовской области

в 2022 году:

1. Автомеханик

2. Администратор баз данных

3. Арматурщик

4. Бетонщик

5. Воспитатель детей дошкольного возраста

6. Графический дизайнер

7. Каменщик

8. Косметолог

9. Логист

10.Продавец

Список популярных профессий: менеджеры, врачи, юристы, инженеры.

Разница заключается в том, что спрос на профессию – это потребность работодателей в большом количестве соответствующих специалистов, в то время как популярность профессии – это стремление большого количества людей ее приобрести. Наиболее популярные профессии далеко не всегда пользуются такой же популярностью на рынке труда. Реальная ценность профессии часто не соответствует её престижности.

Перспективные профессии будущего

Городской фермер. В его задачи будет входить полезное озеленение городов. Предполагается, что такие специалисты могут выращивать фрукты и овощи прямо на крышах и фасадах домов.

Молекулярный диетолог будут помогать пациентам сбрасывать/набирать/сохранять вес, исходя из индивидуального строения их организма на молекулярном уровне.

Онлайн-доктор. Уже сейчас даже бюджетные учреждения консультируют пациентов дистанционно. В ближайшие 5 лет онлайн-осмотры станут настолько востребованы, что обычные специалисты будут вынуждены переквалифицироваться.

Цифровой лингвист. Такие люди занимаются адаптацией машинного языка для обычных людей. По сути, специалисты будут выполнять опосредованную роль онлайн-переводчиков, поисковиков и роботов, то есть выступать посредниками между человеком и искусственным интеллектом.

Реконструктор. Будут заниматься реконструкцией исторически и архитектурно значимых объектов. Это позволит вернуть зданиям привлекательный внешний вид, сделать их безопасными, оставив при этом историческую ценность.

3D-проектировщик. Причем такая профессия в самом ближайшем будущем станет востребованной сразу во множестве отраслей. Одним из главных направлений станет строительство.

Разработчик бытовых роботов. Эта профессия и сегодня очень популярна. На кухнях многих людей можно встретить посудомоечные машины, микроволновки, мультиварки и другие приборы, упрощающие и ускоряющие процесс работы по дому.

Игра «Волшебный предсказатель»

Ведущий: предлагаю вам написать на листке свою профессию-мечту. Заверните бумагу, положите в коробку. Сейчас в сундучке лежит ваша мечта. Если бы я была волшебником, я, конечно, сделала бы так, чтобы она сбылась. Но в жизни происходит не всегда так, как хочется. Представьте, что прошло 10 лет и вы стали…… (раздаю листочки). Каждый ученик вытягивает из мешочка листок и, со словами: «Я хочу стать» зачитывает вслух написанные там профессии.

Заключительная часть

Только что мы наглядно убедились в том, что выбор профессии не должен быть случайным. Всегда должны выполняться три условия:

  • «ХОЧУ» — профессия должна соответствовать моим желаниям.
  • «МОГУ» — профессия должна соответствовать моим способностям и возможностям.
  • «БУДУ» — хорошим специалистом.

Рефлексия занятия-тренинга

  • Что понравилось?
  • Что не понравилось на занятии? 
  • Что узнали нового?
  • Чему научились?

Подведение итогов занятия и ответы на вопросы учащихся.

Список использованной литературы

1. Реан А.А. Психология подростка. – Издательство «ПраймЕврознак», 2018.

3. Степанов А., Бендюков М., Соломин И. Ступени карьеры. Азбука профориентации. – СПб.: Издательство «Речь», 2016.

4. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профоиентация. – Издательство «Академия», 2016.

5. Технология профессионального консультирования молодежи в службе занятости. Российский учебный центр.

Профориентационное занятие – тренинг «Выбор профессии»