ВЫПУСК 8

Образование 2020-2030: будущее наступило вчера

Современные игрушки в ДОУ

11
Автор: Горинова Татьяна Викторовна, преподаватель ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж»
Категория: В помощь молодому педагогу

Цель: 

— формирование профессиональной позиции о выборе современных игрушек на основе активной совместной деятельности

Задачи:

— закрепить представления о понятии «игрушка», педагогических требованиях к ней;

—  уточнить представления о содержании понятия «современный»;

— формировать навыки формулирования единого группового решения о наличии в окружении ребенка той или иной игрушки

— развивать речь через активное обсуждение полярных точек зрения о современных игрушках: польза – вред на основе использования конкретных примеров;

— воспитывать чувство патриотизма через характеристику и восприятие образов отечественных игрушек.

Материал:

— демонстрационный:

  • презентация к учебному занятию;
  • видеоматериалы (ролик росткачество – слайм; мнение психолога об игрушке поп-ит)
  • планшеты для выполнения теста
  • нетбуки для проведения экспертизы
  • картинка QR-кода для входа в тест
  • таблички на доске с содержанием пройденных вопросов.

— раздаточный: лист А-4 (2 шт).

Оборудование:

— 2 панели; 5 планшетов; 3 нетбука.

Подготовка мероприятия:

Организация и методика проведения учебного занятия

I. Вводная часть.

 Вступительное слово:

— Добрый день, уважаемые коллеги, гости и студенты.

— Рада вас видеть на учебном занятии по МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста.

            Староста, сообщите о количестве отсутствующих студентов в группе и причинах ихотсутствия.

            На прошлом уроке мы говорили об игрушках.

Педагог (П). Что такое игрушка?

            (Специально изготовленные предметы, пред­назначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых).

П.        Какие вопросы освещались нами в этой теме?

            (к доске прикрепляется карточка со словом игрушки)

            — значение

            — история;

            —  виды/ классификация;

            — требования;

            — методика внесения

            (студенты называют составляющие темы, которые отражаются на доске)

П. Какую составляющую этой темы мы не затрагивали в обсуждении?

            Наводящая информация для формулировки обучающимися темы:

Идут годы, сменяются века, изменяется мировоззрение людей, появляются новые герои мультфильмов, книг, компьютерных игр, что вольно или невольно подхватывает игрушечная индустрия.

П. Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

            Современные игрушки в ДОУ.

            (Презентация 1 слайд с отражением темы урока)

П. Является ли данная тема актуальной для вас как будущих профессионалов в области дошкольного образования? Ответ обоснуйте.

П. Какие вопросы вы хотите обсудить относительно названной темы? 

            (Презентация 2 слайд вопросы для обсуждения в рамках  темы урока)

            — Какие игрушки называют современными?

            — Какие игрушки сегодня пользуются популярностью?

            — Какие современные игрушки полезны для развития ребенка?

            —  Какие игрушки можно назвать антиигрушками?

П. — Я надеюсь, что сегодня мы найдем ответы на возникшие вопросы.

II. Основная часть

В. Какой вопрос из ранее изученных нам поможет сделать вывод о пользе или вреде игрушки в развитии ребенка?

— Верно, педагогические требования к игрушкам.

— Предлагаю повторить содержание данного вопроса.

— Часть студентов выполнит тестовые задания, остальные студенты будут работать со мной.

…,…,….,….,…. —  возьмите планшеты. Включите планшет, нажав кнопку сверху. Отсканируйте QR-код, пройдите по ссылке. На выполнение теста 5-7 минут.

В. Назовите педагогические требования к игрушкам.

            — игрушка должна содействовать развитию ребенка;

            —  требование предъявляются к тематике, содержа­нию игрушки: должна побуждать к положительным действиям

            — игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре;

            — требования к оформле­нию игрушки.

            — игрушки должны быть безопасными для жиз­ни и здоровья ребенка и отвечать ряду гигиенических требо­ваний.

            (Презентация 3 слайд- Педагогические требования к игрушкам)

            Ольга Александровна Карабанова в книге «Организация РППС в соответствии с ФГОС ДО» выделяет следующие требования к игровой продукции (требования отражаются на слайдах презентации):

I. Принцип безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка:

· физические риски,

· психологические риски,

· нравственные риски.

II. Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития (ЗБР) ребенка.

III. Принцип соответствия

·  возрастным (половозрастным) особенностям ребенка,

· индивидуальным особенностям,

·  специальным  особенностям  ребенка.

Задание. Назовите, какие из представленных игрушек отвечают педагогическим требования, а какие нет. Обоснуйте свой ответ.

            (Обучающимся демонстрируются игрушки, идет обсуждение возможности их использования в условиях детского сада с учетом педагогических требований)

            По мере выполнения тестовых заданий студенты присоединяются к обсуждению вопроса.

П. — Девочки закончили выполнение теста и присоединяются к обсуждению вопроса о современных игрушках.

П. — Что означает слово «современный?»        

П. — Вы верно ответили, в толковом словаре С.И. Ожегова отмечено, «современный» — относящийся к настоящему, текущему времени, к настоящей, данной эпохе. 

П. — Назовите популярные на сегодняшний день игрушки.

П. — Конечно, обо всех игрушках мы поговорить не сможем, но в классе есть три современные игрушки, характерные для игр как девочек, так и мальчиков.

— Как вы думаете, какие?

1. ИГРУШКА ХАГИ-ВАГИ. Кто знает, что кроется за содержанием этой игрушки?

            Девочки, дополните ответы студентов (сообщение)

2. ИГРУШКА ПОП-ИТ. Что вы знаете об этой игрушке?

            Девочки, дополните ответы студентов (сообщение)

3. ИГРУШКА СЛАЙМ. Что вы сможете рассказать об этой игрушке? (сообщение)

П.        — Кто считает привлекательной игрушку ХАГИ-ВАГИ (ПОП-ИТ, СЛАМ) и обязательно бы купил ее своему ребенку?

на доске отражаются количество голосов

П.        — Кто думает, что данная игрушка отрицательно влияет на развитие подрастающего поколения?

            — Кто занимает нейтральную позицию?

П. — Предлагаю объединиться 2 подгруппы: те, кто наделяет игрушку положительными чертами и те, кто считает ее отрицательным персонажем. Обучающиеся, занявшие нейтральную позицию, могут присоединиться к любой подгруппе на выбор.

— Ваша задача: в течение 1 минуты написать на листе  положительные характеристики игрушки, а 2 подгруппа пишет контраргументы.

            Время пошло.

 — Итак, представляем результат вашей работы. Положительные и отрицательные характеристики игрушки зачитываем поочередно.

— Каких характеристик оказалась больше?

— Изменилось ли ваше отношение к этой игрушке? Купили ли вы ее своему ребенку?

(Изменения отражаются на доске)

            Задание повторяется: обучающиеся характеризуют игрушки ПОП-ИТ и СЛАЙМ по той же схеме.

Обучающиеся включают нетбуки для выполнения задания: провести экспертизу игрушки

— Что можно сделать родителям, педагогам, психологам для уточнения вопроса о пользе игрушки.

            Объединимся в 3 подгруппы.

— Одна подгруппа будет проводить экспертизу  ХАГИ-ВАГИ.

— Вторая подгруппа проводит экспертизу ПОП-ИТ.

— Третья подгруппа проводит экспертизу СЛАЙМа.

П. — Откройте на рабочем столе документ  — «Экспертиза игрушки». Оцените игрушку по представленным критериям, устно обосновав свой выбор. Сосчитайте общее количество баллов. Сделайте вывод об игрушке.

— После выполнения задания на местах представьте результат экспертизы аудитории.

— На выполнение задания 4 минуты. Время пошло.

П. — Сбросьте файл на флешку и представьте результаты экспертизы вашей игрушки.

(Представление результатов)

П. — Изменилось ли ваше отношение к этой игрушке? Купили ли вы ее своему ребенку?

(Изменения отражаются на доске)

— И в завершение разговора предлагаю послушать мнение экспертов.

ХАГА-ВАГИ

            Данный герой в душе ребенка создает эмоциональные качели. Непонятно, нужно любить этого Хагги Вагги или всячески избегать, бояться?

            Любовь к Хагги Вагги, замешанная на противоречивых эмоциях – это опасная психологическая ловушка. «Любить и одновременно бояться», «желать и одновременно ненавидеть» – эти эмоции сопровождают любое девиантное поведение.

            Игра с Хагги Вагги может вызвать депрессивное расстройство, потому что ребенок подсознательно перестает верить в свои силы, в силы человеческого разума. Такие игрушки внушают, что зло, все равно, сильней и в любой момент может вернуться.

            Девочка принесла две мягкие игрушки: Хагги Баги и его розовую подружку Киси Миси. При этом она испытывает гордость, что у нее есть такие игрушки. На вопрос «Они больше, добрые или больше злые?», девочка замялась, стала прятать глаза, перевела разговор на другое.

            Психолог решила понаблюдать, как же будет строиться игра с этими монстрами.

            Ничего нового не увидела. Так же, как и с Сереноголовым, никакой продуктивной доброй игры с такими игрушками не получается выстраивать.

            К этой девочке присоединился еще один мальчик. Они спрятались с этими монстрами под стол и стали хватать за ноги пробегающих ребят. Будто бы это монстры кусают детей своими ужасными зубами. Дальше последовали возмущения недовольства других детей. Конфликты были обеспечены.

            Игрушку Хаги-Ваги нельзя использовать в играх, так как оказывает отрицательное психологическое воздействие на ребенка.

            Просмотр видео о поп-ит.

            Обсуждение информации.

            В целом игрушка может иметь место в детском саду. Игрушка не оказывает большого познавательного воздействия на ребенка, но может быть использована как предмет – заместитель во многих играх.

            Просмотр видео о слайме.

            Игрушку не желательно иметь в ДОУ. Состав игрушки может быть не безопасен для здоровья ребенка, а также необходим контроль за способами ее использования. 

            Вывод.

П. — Сделайте вывод об уместности этих игрушек в детской среде.

— Все представленные игрушки имеют зарубежное происхождение. А какие отечественные современные игрушки вы знаете?

— Если мы зайдем в ресурсы интернета и введем фразу – отечественные игрушки, то высвечиваются картинки машин, кукол и, конечно, народных игрушек. 

(Презентация 4 слайд – картинки современных игрушек)

П. — Какая народная игрушка представлена в кабинете?

П. — Русская матрешка оказала большое впечатление на японского художника, педагога Ямамото Канаэ, посетившего нашу страну 1916 году и он организовал промысел этих игрушек на севере Японии. 

            — В завершении нашего урока, предлагаю поиграть в игру «Продолжи  предложение».

П.        — Я буду начинать фразу, а вы постарайтесь ее закончить.

— Я узнала, что игрушки…..

— Я поняла, что ….

— Думаю, что после сегодняшнего разговора о современных игрушках…

— Мне хочется, чтобы в России было ….. 

            Желаю вам осмотрительно относиться к появляющимся новым современным игрушкам и как будущим специалистам в области дошкольного образования помогать родителям в их выборе.

            Домашнее задание.

            Выбрать одну современную игрушку и провести ее экспертизу по предложенному алгоритму. Обязательно представить картинку игрушки.

Задание оформить в электронном виде.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным  государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014 – 96 с.
  2. Психолого-педагогическая экспертиза игрушки: учеб. пособие для академического бакалавриата / под общ. ред. А. И. Савенкова — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт ; Изд-во ГАОУ ВО МГПУ, 2019 — 110 с. —(Серия : Университеты России).
  3. Рос качество. Портал для умного покупателя [Электронный ресурс].- Режим доступа:  https://rskrf.ru/tips/spetsproekty/kozhnaya-trevoga-bezopasny-li-slaymy-dlya-detey/,  свободный
  4. Сайт. Психолог из детства [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://dzen.ru/media/ps_ds/pochemu-monstr-hagi-bagi-vreden-dlia-detskoi-psihiki-ne-pokupaite-takuiu-igrushku-detiam-623b06ba29b43910346e96b9,  свободный
  5. Чем полезен поп-ит [Электронный ресурс].- Режим доступа:   https://yandex.ru/video/preview/2806979607232923244,  свободный
Современные игрушки в ДОУ