ВЫПУСК 8

Образование 2020-2030: будущее наступило вчера

Технология смешанного обучения как инструмент повышения качества образования

17
Автор: Романова Наталья Валентиновна, преподаватель ГБПОУ "Нижегородский Губернский колледж"
Категория: Всесторонее развитие личности

Современному педагогу в образовательной сфере постоянно приходится искать новые формы проведения урока, совмещать различные современные педагогические технологии, чтобы сделать процесс обучения интересным, увлекательным, доступным, понятным и результативным.

Одной из наиболее новых образовательных моделей является «Смешанное обучение».

Технология смешанного обучения – это единый, целостный учебный процесс, предполагающий сочетание познавательной деятельности учащихся в режиме самостоятельной работы, в диалоге с товарищем, в диалоге с учителем [5, с.74]. 

Технология смешанного обучения основана на следующих принципах: 

  • деятельностный подход в обучении, обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах;
  • развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений;
  • формирующее оценивание, содействующее выработке у обучающихся способности к самооценке, стимулирующее их образовательную активность;
  • учащиеся принимают на себя ответственность за результаты своей учебы. Они понимают, что все, чего они достигли, — это результат их деятельности, результат принятых ими решений. 

Ученые выделили несколько моделей смешанного обучения. Наиболее популярной среди учителей – практиков является модель “ротация станций».

Я бы хотела подробно рассмотреть модель смешанного обучения «Ротация станций», которая даёт возможность просто, доступно и эффективно изучить и разобрать материал, выполняя различные виды заданий. Суть данной модели я рассмотрела на практике при проведении интерактивной игры для учащихся специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».

С помощью данной модели я проводила интерактивную игру «Своя игра» с группой 21Т в интерактивном парке «Сфера».

При реализации этой модели пространство в «Сфере» делится на 3 зоны: 1) зона непосредственного взаимодействия с преподавателем, 2) зона работы онлайн и 3) зона работы в группе. 

1)  Зона непосредственного взаимодействия с преподавателем. В этой зоне преподаватель уделяет больше внимания самым сложным и непонятным аспектам в изучении данной темы (виды плодов, район произрастания, потребительские свойства).

Структура урока по технологии смешанного обучения:

1 этап – Вовлечение

Этот этап урока обычно начинается с постановки проблемного вопроса или краткого введения в тему урока, задача преподавателя заинтересовать (заинтриговать) студентов предстоящей темой в начале урока (например, решение ребуса). В начале занятия я объявляю тему занятия «Плодоовощные товары», ставлю перед студентами цель занятия и определяю задачи, которые необходимо решить в процессе занятия. 

2 этап. Инструкция

На втором этапе преподаватель дает четкие инструкции для работы в каждой зоне. Хорошо, если эти инструкции прописаны в маршрутном листе.

3 этап. Ротация, т. е. последовательная работа каждой группы сначала в 1 зоне, затем в другой и в третьей.

4 этап. Подведение итогов зоны работы в группе

На этом этапе спикеры каждой команды объявляют студентам результаты групповой работы в баллах. Наиболее успешной становится та команда, которая набрала в процессе занятия наибольшее количество баллов.

5 этап. Формирующее оценивание

На пятом этапе я организую соотнесение учащимися результатов своей учебной деятельности с поставленными в начале занятия целями. Именно формирующее оценивание помогает каждому студенту осознать прогресс в знаниях, понять, что он узнал, чему научился и над чем ему ещё надо поработать. Именно здесь закладываются основы ответственности за результат своей деятельности.  

2) В зоне «Онлайн» используются цифровые образовательные ресурсы — неотъемлемая и очень важная составляющая смешанного обучения. Они обладают рядом особенностей, которые отличают их от полиграфических изданий и дают им ряд существенных преимуществ:

а) большой объём информации, размещаемый на электронном носителе;

б) разнообразие форм представления информации;

в) гипертекстовая структура представления информации;

г) возможность интерактивного взаимодействия.

В зоне онлайн учащемуся предлагается выбор способа освоения (закрепления) новой темы. Это может быть видеоролик, презентация, электронный учебник, интерактивное упражнение. Например, на интерактивном стенде есть карта мира, с помощью которой студент находит интересующий его плод, описание и район произрастания данного плода. Разнообразие видов заданий (викторина с выбором ответа, выделение слов, распределение по группам, классификация, кроссворд, игры и викторины и т. д.) делает процесс обучения увлекательным. При этом студент может выполнять задание несколько раз до тех пор, пока не выполнит правильно. Главное в интерактивных заданиях — чтобы студент научился разные виды плодоовощных товаров. 

3) В зоне групповой работы: группа 21Т делится на 2 команды во главе с капитанами: при прохождении теста по теме «Плодоовощные товары» в группе определяются 2 капитана, которые набрали наибольшее количество баллов по рейтинговой шкале, затем капитаны набирают себе команду из состава студентов по равному количеству человек. Каждая команда определяет название, составляет девиз и приветствие другой команде. После определения названия каждой команды проводится интерактивная игра «Своя игра», где команды выбирают темы вопроса и его стоимость. «Своя игра» состоит из двух раундов и финального раунда. Каждый раунд состоит из 7 тем по 5 вопросов в каждой. Вопросы располагаются слева направо, по возрастанию степени сложности. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Право ответа принадлежит команде, первой поднявшей табличку со своим названием. В случае верного ответа на счет команды поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса. Если дан неправильный ответ, та же сумма снимается со счета команды, и право ответа на этот вопрос переходит к другим командам. В игре встречается сектор: «Кот в мешке» — вопрос должен быть передан другой команде. В финальном раунде представлен вопрос, на который отвечают все команды. Команды делают ставки исходя из имеющихся баллов на своем счету. Ведущий зачитывает задание. После минуты обсуждения команды дают ответ (письменно). Ответы команд зачитываются ведущим, который комментирует их, сообщает сумму ставок. При правильном ответе сумма ставки поступает на счет команды, при неправильном списывается со счета.

Итак, можно сделать вывод, что смешанное обучение по модели «Смена рабочих зон» способствует повышению мотивации учебной деятельности на основе самостоятельной практической деятельности, организованной в разных рабочих зонах.  Переход от одной рабочей зоны к другой позволяет учащимся регулировать и активизировать познавательную деятельность и перестраиваться с одного вида учебной деятельности на другой. На таких занятиях преподаватель организует учебную деятельность через предъявление задания, предоставление необходимых средств и помощь при его выполнении. Плюс в том, что обучающиеся учатся ориентироваться в море новой информации и находить в ней то, что пригодится в дальнейшем для решения более сложных задач.

Список использованной литературы:

1. Андреева Н.В., Практика смешанного обучения: история одного эксперимента// Психологическая наука и образование,  2018.,Т. 23. №3. С.20-28

2. Блинов, В.И., Есенина, Е.Ю., Сергеев, И.С. Модели смешанного обучения: организационнодидактическая типология // Высшее образование в России. 2021. № 5. С. 44–64.

3. Булавин М.В. Принцип индивидуализации и смешанное обучение// Электронное обучение в непрерывном образовании. — 2017. — № 1 (4). —  С.360-372.

4. Полат, Е.С. Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие для студентов вузов. М.: Academia, 2004. 414 с.

5. Тихонова, Н.В. Технология «Перевернутый класс» в вузе: потенциал и проблемы внедрения // Казанский педагогический журнал. 2018. № 2. С. 74–79.

Технология смешанного обучения как инструмент повышения качества образования