ВЫПУСК 8

Образование 2020-2030: будущее наступило вчера

Формирование гражданской идентичности обучающихся преподавателем истории

4
Автор: Кутасова Наталья Николаевна, преподаватель истории ГБПОУ "Нижегородский строительный техникум"
Категория: В ногу со временем

«У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи,

 кроме патриотизма» В.В. Путин

Формирование гражданской идентичности обучающихся – это одна из важнейших и сложных задач и проблем в современном российском образовании. Чтобы понять важность этой задачи необходимо уяснить, что понимается под «гражданской идентичностью».  Для прояснения этого предлагаю обратиться к словарю.  В социологическом словаре «гражданская идентичность — это осознание человеком своей принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл». Конкретизируя тему статьи, рассматриваем формирование гражданской идентичности обучающихся как осознание обучающимися своей принадлежности к общности граждан России.

Формирование гражданской идентичности является приоритетной задачей в российском образовании. Это подтверждается тем, что среди направлений ФГОС среднего общего образования она указана одной из первых, как и в изучении предметной области «Общественные науки»: «…сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации». В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой федерального государственного образовательного стандарта общего образования, формирование гражданской идентичности (в Концепции в том же значении используется понятие национальной идентичности) обозначено как одна из основных задач образования. В учебной программе СПО по дисциплине «История» по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений гражданская идентичность конкретизирована в общей компетенции ОК.06: «Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей».

Сложность и проблема в формировании гражданской идентичности у обучающихся имеет комплексный характер, включающий характер и наличие УМК по истории, ценностные ориентации педагога, текущую политическую ситуацию в стране и мире.

Формирование гражданской идентичности в российском образовании и связанные с этим проблемы рассматриваются такими учёными-педагогами, как П.В. Степанов, А.Н. Иоффе, А.Г. Асмолов, М.В. Шакурова. А.Г. Асмолов указывает на такую проблему в формировании гражданской идентичности, как «Ситуация ценностно-нормативной неопределенности и социального «раскола», которая обуславливает социальную ситуацию развития подростков, приводя к значительным трудностям в формировании гражданской позиции, гражданской идентичности».

Для формирования у обучающихся гражданской идентичности, то есть осознания своего российского гражданства, принадлежности к российской нации в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания предполагается освоение четырёх личностных компонентов:

• когнитивного (знание о своей этнической принадлежности к общности граждан России);

• ценностного (чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважение истории);

•эмоционального (эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности);

•деятельностного или поведенческого (умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, участие в общественной жизни).

Освоение обучающимися социально-экономических дисциплин через формирование общих компетенций способствует становлению гражданской идентичности. Если когнитивный компонент осваивается, прежде всего, при изучении обществознания, то ценностный и эмоциональный на занятиях истории. О роли изучения истории для формирования гражданской идентичности известный историк Э. Хобсбаум писал: «Почему все режимы принуждают молодых людей изучать в школе историю? Не для того, чтобы понимать свое общество и происходящие в нем изменения, а для того, чтобы принять это общество как свое, гордиться им и стать хорошим гражданином …».

Психолого-педагогической основой формирования гражданской идентичности в образовательном процессе является системно-деятельностный подход, позволяющий обучающемуся не только приобрести знания и умения, но и стать способным и быть готовым к эффективной и продуктивной деятельности в различных жизненных ситуациях. Педагогическая технология, разработанная ученым-педагогом Д.В. Григорьевым, по-моему, наиболее адекватна задаче формирования гражданской идентичности. Она предполагает активизацию учебной деятельности через организацию дискуссии, переговорной площадки, предполагает выполнение проектной деятельности.  Необходимо использовать информационно-коммуникативные технологии, которые позволяют визуализировать изучаемый материал, предоставляют возможность использовать более обширный материал и представить его для более широкой аудитории.

Разработанная мною система приёмов и методов по формированию гражданской идентичности практикуется в преподавании дисциплины ОГСЭ.02 История. В зависимости от специальности на неё отводится в учебном плане от 36 до 48 часов. Основная трудность, с которой сталкиваюсь в начале преподавания, это незнание и непонимание большей части студентов, для чего изучается история в учебных заведениях и что такое патриотизм. Без понимания студентами смысла этих понятий невозможно формировать гражданскую идентичность. Для решения этой проблемы использую методы дискуссии, диалога и наводящих вопросов, предлагаю привести исторические примеры или знакомлю с интересными историческими фактами. Например, предлагаю проанализировать такой исторический факт: «В 1918 г. Наркомат просвещения РСФСР отменил преподавание истории в школах. Вернули её только после принятия специального постановления ЦК КПСС в 1934 г.» или высказывание Й. Геббельса: «Отними у народа историю -и через поколение он превратится в толпу, а еще через поколение им можно управлять, как стадом». Такие приёмы позволяют студентам самостоятельно прийти к пониманию необходимости изучения истории, её роли для национальной безопасности и прояснить смысл понятия «патриотизм». Следующий приём, который я применяю на каждом занятии – это информация и анализ главных на текущий момент политических событий. Прежде чем дать такое задание выясняю, понимают ли студенты, что такое «политика» и какую роль она играет в нашей жизни, затем привожу пример последних новостей политики и предлагаю студентам дополнить или проанализировать. На мой взгляд, в использовании этого приёма главное, чтобы студенты под ненавязчивым контролем преподавателя захотели знать и понимать происходящие в мире события и роль России в геополитике. Традиционным, но дающим хороший результат, является задание по подготовке сообщений. В этом случае использую такие требования, как:

1.Тематика только патриотическая, но дающая свободу выбора студенту. Например, по теме «Великая Отечественная война советского народа»: подготовить сообщение о горьковчанах — героях Великой Отечественной войны: «Какие улицы Н. Новгорода носят имена героев», «Герой в моей семье», «Я живу (прохожу) по улице героя», «Моя прабабушка- труженик тыла — она герой».

2. Сообщение должно быть написано в тетради.

3. Сообщение нужно уметь ответить устно. Получив такое задание, в течение последующих 4 пар 2-3 студента по желанию имеют возможность выступить. В результате названия улицы Б. Панина, Ю. Смирнова, А. Маслякова г. Н. Новгорода студентам становятся понятны.

 4. После заслушивания сообщений даю задание группе: «Сделайте вывод». Вначале студенты не понимают, что требуется сделать. Постепенно привожу их к пониманию, что в пограничных жизненных ситуациях (например, война) раскрывается сущность человека, он делает выбор, а подвиг героев (обращаю внимание, что почти все они ровесники нашим студентам) дал СССР, России и нам возможность жить.

Изучение дисциплины ОГСЭ.02 История предусматривает выполнение практических работ. Разрабатывая задания, учитываю, чтобы они отвечали задаче формирования гражданской идентичности. Например, в практической работе «Россия и мир на рубеже XX — XXI веков» (специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений) выполняется задание по анализу отрывка из книги З. Бжезинского «Великая шахматная доска», в котором раскрываются цели США в отношении РФ. Важную роль в формировании гражданской идентичности студентов играют задания, которые выполняют студенты при изучении нового материала. Формулирую задания так, чтобы они не только закрепляли изучаемый материал, но и сопоставляли, анализировали, имели эмоциональный отклик. Так, в теме «Изменения в территориальном устройстве РФ» студенты на основе анализа изменения численности субъектов РФ отвечают на вопрос: «Почему происходило уменьшения численности субъектов?», выполняют задания по характеристике ПФО.  Для активизации гражданской позиции и воспитания патриотизма использую технологию подготовки исторических портретов. Задание сложное, для успешного выполнения требуется проведение серьёзной подготовительной работы по сбору и анализу материала. Студенты сами выбирают, о ком писать, преподаватель в рамках учебной программы обозначает историческую эпоху. В моём случае это представитель советской или российской истории второй половины XX – начала XXI веков. Структура исторического портрета такова, что требует субъективной оценки и обоснования личностного выбора. Деятельность преподавателя включает не только учебную, но и внеурочную работу. Поэтому формирование гражданской идентичности продолжается и во внеурочное время: это мероприятия, фестивали, организация и проведение экскурсий патриотической и этнографической направленности, посещение музеев. Конечно, участие студентов в проектной исследовательской деятельности.

Работа преподавателя истории — это воспитание студентов историческим наследием, воспитание историей, защита национальной безопасности страны через формирование гражданской идентичности. Как определить результат такой работы? История не математика, тут не обойдёшься умением решать задачи и примеры. История обращена к духовности человека. Очевидно, что с помощью тестов мы можем определить уровень усвоения знаний исторических фактов, но не сформированность гражданской идентичности. Косвенно о ней свидетельствуют достижения наших студентов в патриотических и социальных проектах. Но они охватывают не всех. Клио — дама неторопливая, она подруга Времени. Наши студенты, вступив в самостоятельную жизнь, своими действиями и поступками, покажут свою гражданскую идентичность. Мы, историки, знаем, у каждого времени есть свои герои и предатели. Преподавая историю студентам через формирования гражданской идентичности ставлю цель, чтобы в момент жизненного выбора они поступили, как Нурмагомед Гаджимагомедов, а не как те, кто в сложный для страны период уехал за границу.

Список использованных источников

1. Асмолов, А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики / А.Г. Асмолов // Лидеры образования. – 2007. – № 6. – С. 4-10.

2. Социология: Энциклопедия. / А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Минск: Книжный дом, 2003. – 1312 с.

3. Громова, О.Н. Пирог моей страны: Что стоит за словами «воспитание культуры межнациональных отношений» / О.Н. Громова // Библиотека в школе. – 2001. — № 17. — С. 24.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» // СПС КонсультантПлюс.

Формирование гражданской идентичности обучающихся преподавателем истории