ВЫПУСК 8

Образование 2020-2030: будущее наступило вчера

Формирование экологической культуры как составляющая экологического образования

41
Автор: Доброхотова Татьяна Викторовна, преподаватель ГБПОУ "Нижегородский Губернский колледж"
Категория: Всесторонее развитие личности

Термин «экологическая культура» получил широкое распространение в конце XX века. Его появление связано с необходимостью внесения изменений в мировоззрение людей в связи с радикальной трансформацией биосферы.

С развитием производительных сил, которые позволяют осваивать природу с большим размахом, и увеличением числа жителей на Земле деградация природной среды достигает небывалого, опасного для существования людей размера, так что вполне оправдано говорить об экологическом кризисе, который может перерасти в экологическую катастрофу.

Масштабные угрозы требуют принятия мер не только на уровне правительств и крупных производителей – ответственность за любые действия ложится на каждого человека. В этом и проявляется культура жизни на планете Земля.

Экологическая культура – сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису.  Это уровень восприятия человеком природы, окружающего мира и оценка своего положения во Вселенной, отношение человека к живой природе. Это личная ответственность каждого отдельного человека за состояние окружающей среды. Это его собственная деятельность и поведение, целенаправленное сознательное ограничение своих материальных потребностей.

Экологи считают, что экологическую культуру следует прививать людям всех возрастов, в рамках формального и неформального образования.

Экологическая культура – это ещё и возможность использовать свои знания в повседневной деятельности. Недостаточно уметь оперировать тематической информацией, важно найти ей практическое применение. Экологическая культура имеет две важные составляющие:

  1. Экологическое сознание – совокупность мировоззренческих представлений, экологических позиций, отношения к окружающей среде, развитие подобных стратегий в работе и прочей деятельности, оказывающей воздействие на природные объекты.
  2. Экологическое поведение – совокупность непосредственных поступков людей, имеющих какое-либо отношение к использованию ресурсов и влияющих на природное окружение.

Внимание к данному вопросу значительно возросло благодаря переосмыслению людьми своих научных достижений, значимости состояния окружающей среды для жизни на планете.

Избежать катастрофы можно, только преобразовав стиль мышления и деятельности каждого конкретного индивидуума.

Работа по внедрению необходимых знаний в массы, пояснению масштабов проблемы ведётся уже на межгосударственном уровне. В частности, ООН одним из своих ведущих проектов называет программу «Экологическая культура».

Формирование экологической культуры в обществе предполагает целенаправленную, постепенную и методичную передачу людям информации о рациональном природопользовании, о личной ответственности каждого человека перед планетой и всем её населением за сохранение окружающей среды.

Воспитание экологической культуры в России осуществляется комплексно, стартует в процессе дошкольной подготовки и продолжается в ходе школьного, профессионального обучения и трудовой деятельности человека. В учебных учреждениях тематический материал усваивается обучающимися благодаря организации тематических уроков, олимпиад, предметных недель, конкурсов, специальных акций.

Формирование экологической культуры студентов среднего профессионального образовательного учреждения включает усвоение экологических знаний, развитие экологического сознания и навыков экологически правильного поведения с применением активных методов обучения и этических принципов.

В процессе занятий со студентами ведется целенаправленное формирование у них экологического подхода к анализу своего собственного поведения, поведения окружающих, к принятию решений на уровне группы, образовательного учреждения по отношению к природе, к различным объектам окружающей среды.

Важнейшей формой экологического воспитания является практическая деятельность студентов под руководством классного руководителя, преподавателя по охране природы, облагораживанию территории, включающая посадки зеленых насаждений и регулярный уход за ними; очистку территорий от мусора и хлама.  В результате такой работы у студентов складываются необходимые экологические, юридические, нравственные и эстетические взгляды на природу и свое место в ней, на понимание важности природоохранной деятельности для жизни родного города. Именно практическая целенаправленная природоохранная деятельность обучающихся является необходимым условием формирования индивидуального экологического сознания.

Человек должен взаимодействовать с природой так, чтобы не разрушались ее сложные механизмы функционирования, саморегуляции и самопроизводства, преобразовывать природу только согласуясь с ее законами, а не вопреки им. Следует добавить, что одним из направлений формирования экологического сознания студентов является воспитание у них нравственного отношения к природе.

Надо помнить, что экологическая культура каждого отдельно взятого человека создаётся под влиянием семьи, в которой он растёт, общества, в котором общается, учится и работает, его понимания актуальности проблемы и личной сознательности.

 Необходимо чувство личной ответственности за состояние окружающей природной среды. Этого можно добиться только при возрастании нравственного уровня человека, его экологической культуры и экологической цивилизованности. Только экологическая культура может спасти природу и через нее – человека и человечество.

Формирование экологической культуры как составляющая экологического образования