ВЫПУСК 8

Образование 2020-2030: будущее наступило вчера

Функциональное многоборье как инновационный компонент в физической культуре студентов

80
Автор: Кузнецов Николай Викторович, преподаватель физической культуры, ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»
Категория: В ногу со временем

Аннотация: в тезисе продемонстрирован теоретический и практический материал ведения тренировок по функциональному многоборью на уроках физической культуры. Так, на базе ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж» разработан инновационный вариативный блок программы по физической культуре с элементами кроссфита для повышения физической подготовленности девушек, сдачи нормативов ГТО, а также привлечении к фитнес-технологиям и культуре здоровья.

Ключевые слова: физическая культура, физическая подготовленность, девушки, функциональное многоборье (кроссфит), здоровьесберегающие технологии.

 На современном этапе развития физического воспитания студентов необходимы новые виды, средства и методы обучения, способные развивать функциональное состояние и физическую подготовленность молодежи, и, как следствие, обеспечивать укрепление и повышение состояния здоровья (О.В. Мамонова, Т.Н. Шутова, 2016) [2, с. 519]. Одними из наиболее популярных видов двигательной активности для девушек являются легкая атлетика [4, с. 70], боевые искусства, спортивные игры, плавание и в последние годы функциональное многоборье (кроссфит) как вид многофункционального тренинга, широко применяемого в условиях фитнес центров. Однако в практике физического воспитания студентов кроссфит пока не нашел своего научного обоснования: адаптированных методик для урочных занятий физической культурой недостаточно [3, с. 30]. При этом недостаточно программ, отвечающих мотивационным интересам девушек, программ и методик, позволяющих эффективно готовиться к нормативам ГТО.

Кроссфит отличается значительным влиянием на функциональное состояние занимающихся, развитием силовой выносливости, использованием разнообразных упражнений гиревого спорта, атлетизма, аэробной нагрузки. Кроссфит является одним из «брендов» фитнес-занятий, который приобрел популярность среди представителей мужского и женского пола, среди спортсменов, среди курсантов правоохранительных органов, студентов и клиентов фитнес клубов [2, с. 519; 4, с. 70]. CrossFit (автор ГрегГлассман, 1982) – это тренировочные методики высокоинтенсивного, функционального тренинга, отличающегося короткими интенсивными тренировками 15–30 минут, в комплексе с подготовительной частью и заключительной частью 45–60 минут. Основной вид нагрузки – кардио тренировки и кардио с силовой тренировкой. Основа тренировки — выполнение указанного объема работы за наименьший отрезок времени, или выполнение физической нагрузки в течение 30–60 сек (до 2 мин), или круговая тренировка (В.А. Глубокий, 2014) [1]. Соревнования по кроссфиту включают три вида упражнений, а именно на силу, силовую выносливость и общую выносливость. Поэтому тренировка кроссфитера содержит множество силовых и локальных силовых упражнений.

На сегодняшний день в физическом воспитании студентов следует выделить противоречия между:

— потребностью российского общества в здоровой, физически подготовленной, социально активной молодежи и недостаточностью урочных фитнес программ аэробной и силовой направленности, отвечающих целевым установкам девушек;

— возрастающими требованиями по методике кроссфита в условиях снижения состояния здоровья молодежи и ухудшения физической подготовленности и отсутствием практических рекомендаций, научных исследований, программ подготовки по кроссфиту как средства физической подготовки и средства эффективной подготовки к сдаче нормативов ГТО.

Т.Н. Шутова (2015) отмечает, что к средствам повышения мотивации к занятиям кроссфитом относятся:

  • повышение силовой подготовки и формирование отличной спортивной формы;
  • улучшение мышечного компонента тела, престижность занятий силовыми видами спорта;
  • проведение соревнований по кроссфиту, жиму штанги, по общей физической подготовленности; составление программ занятий, учитывая индивидуальные целевые установки занимающихся;
  • формирование культуры здоровья [2, с. 519; 3, с. 30].

Организация исследования.

Вариативный инновационный блок по функциональному многоборью был проведен на базе ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж» корпус №3. Так, в период с 2017 по 2018 учебный год проведены урочные занятия по расписанию с адаптированной методикой кроссфита. В педагогическом эксперименте приняли участие 25 девушек 1 курса под руководством преподавателя Кузнецова Николая Викторовича. 

Занятия осуществлялись один раз в неделю по 60 минут, при этом реализована адаптация кроссфит тренировок для девушек со средней физической подготовленностью; разработаны специализированные упражнения с бодибарами, гирями, резиновыми петлями, специальным оборудованием; постепенным увеличением продолжительности основной кроссфит нагрузки с 10 до 30 минут. Применяемые упражнения, такие как: приседания с бодибаром на груди и плечах, взятие бодибара на грудь, подъем бодибара на время, рывок гири 8 кг., подтягивания с резиной, приседание и подъем гири над головой, челночный бег 4*10м, 10*10м, прыжки на тумбу высотой 60–70 см, работа на петлях TRX (модификация гимнастических колец для силовой подготовки), упражнения с гантелями и гирями, упражнение «планка», прыжки с набивными мячами, прыжки на скакалке, упражнения для мышц брюшного пресса, разновидности выпрыгиваний и отжиманий[4, с. 70].

Результаты исследования.

Исследование показало, что тренировки по функциональному многоборью эффективно повлияли на физическую подготовленность девушек. Так, занятия один раз в неделю позволили достоверно увеличить координационные качества, силовые, скоростно-силовые, силовую выносливость (табл. 1).

Таблица 1

Результаты физической подготовленности девушек, занимающихся кроссфитом на урочных занятиях по физической культуре

Контрольные упражнения До (  ± σ) После (  ± σ)
Упражнение «планка» (сек.) 32 ± 7,7 54 ± 6,6*
Челночный бег 4×10 м (сек.) 22,1 ± 4,7 19,7 ± 2,8*
Сгибание и разгибание рук в висе на низкой перекладине (кол-во раз) 16,0 ± 5,3 28,3 ± 5,5*
Подъем бодибара (6 кг.) над головой на время (кол-во раз за 1 мин.) 21 ± 8,2 43 ± 5,6*
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (кол-во раз) 14 ± 5,6 31 ± 3,3*

Примечание:  – среднее арифметическое значение, σ – среднее квадратическое отклонение; * – достоверность различий (р < 0,05).

За время исследования достигнуты достоверные различия в следующих контрольных упражнениях в экспериментальной группе: сгибание — разгибание рук в висе на низкой перекладине (динамика от 16 до 28,3), «отжимания» (от 14 до 31 раза), в упражнении «планка» (динамика от 27 до 135 сек.), в челночном беге 4×10 м (результат изменился от 22,1 до 19,7 сек.), подъем бодибара (5 кг.) из-за головы за 1 минуту (динамика от 21 до 43 раз). Уровень адаптации к кроссфит тренировкам в эксперименте изменился от 4,5 баллов до 8,1 баллов, девушки отметили, что на начальных этапах занятий оптимальное время высокоинтенсивного тренинга выдерживали 4–6 мин, а в его завершении 12–18 мин.

Список литературы

1. Глубокий В.А. Кроссфит в физической подготовке студентов, курсантов, сотрудников СИБЮИ ФСКН России «Инновации и перспективы ФК и С в современном обществе: Материалы III студ. заоч. междунар. научн. конф. – Иркутск: ФГОУ НИ Ир ГТУ, 2014. – Том 1. – С. 40–45.

2. Мамонова О.В. Совершенствование физического воспитания студентов в условиях снижения состояния здоровья / О.В. Мамонова, Т.Н. Шутова «Гуманитарное образование в экономическом вузе»: Материалы IV Международ. науч.-практ. заоч. интернет-конф. – 2016. – С. 519–526.

3. Шутова Т.Н. Технологии фитнеса в физическом воспитании студентов / Т.Н. Шутова, И.М. Бодров, О.В. Мамонова [и др.] // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2016. – №1. – С. 30–32.

4. Шутова Т.Н. Содержание атлетической гимнастики и фитнеса в физическом воспитании студентов специальных медицинских групп / Т.Н. Шутова, О.В. Везеницын, Д.В. Выприков [и др.] // Известия Тульского гос. ун-та. Физическая культура. Спорт. – Вып. 4. – Тула, 2015. – С. 70–77.

Функциональное многоборье как инновационный компонент в физической культуре студентов